«Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь»
Давно признано, что в основе мировоззрения Достоевского лежат христианские идеи. Недаром вопросы веры, христианской любви, добра и милосердия так или иначе возникают во всех его произведениях. И главным при этом оказывается то, что только вера в Бога и безграничная любовь к людям, способная на самопожертвование во имя других, может поддержать человека, придать его жизни глубокий смысл и противостоять страшным «болезням» века, утратившего христианскую основу. «Покупается счастье страданием» – вот та сквозная идея, которая
Именно эта идея оказывается ведущей в романе «Преступление и наказание». В нем столкнулись два полюса, два мира: мир своеволия гордости человека, считающего себя свободным от всех нравственных норм и разрушающего исконную связь человека и Бога. Таким в романе является Раскольников, совершающий страшный грех – убийство, которое он «разрешил» себе «по совести». Ему противостоит мир Сонечки Мармеладовой, которая во имя любви к людям всю себя приносит в жертву. «Спешите делать добро» – эти слова доктора Газа могли бы стать девизом ее жизни.
Но не только эти два
Да, такие мысли появляются у него, когда, уже после совершения преступления, его буквально раздирают нравственные терзания. Он бесконечно одинок и потерян в этом мире, где, как ему кажется, нет больше божественной любви, милосердия и добра. Но Сонечкина действенная, поистине христианская любовь помогает ему вернуться к вере, а значит, возродиться. Как и тогда, когда Сонечка жертвует своей чистотой, идя на панель ради спасения семьи от голодной смерти, так и теперь она готова принести себя в жертву ради спасения заблудшей души Раскольникова. В кульминационной сцене «убийца и блудница сходятся за чтением вечной книги», читая по Евангелию Лизаветы о воскрешении Лазаря. Пусть в этот момент Раскольников еще не готов к возрождению, но путь указан. О нем говорит и следователь Порфирий Петрович: «…страдание тоже дело хорошее. Пострадайте».
Идя с повинной, а потом отправляясь на каторгу, Раскольников воплощает в жизнь идею «искупления вины страданием». Но нужна еще великая любовь, чтобы окончательно избавить героя от страшной «болезни» индивидуализма, которая привела к созданию его бесчеловечной теории и совершению преступления. Эту любовь дает ему Соня, которая последовала за ним на каторгу и неуемностью своего сострадания ко всем привлекла к себе сердца всех каторжан. И вот, наконец, проснувшись после кошмарного сна, в котором как будто вживую Раскольников увидел страшное лицо своей идеи разделения людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», он преклоняет колени перед Соней как символом самой божественной любви и самопожертвования. Теперь «сердце одного заключало в себе бесконечные источники счастья для другого». А значит, путь воскресения, возрождения души, путь к Богу для Раскольникова открыт. И в этом звучит призыв писателя-христианина ко всем нам: творить добро и жертвовать собой во имя любви к людям.
Рекомендуется к прочтению:
- В чем смысл эпилога романа Достоевского «Преступление и наказание»
- Две морали в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
- Сочинение для старших классов по произведению Ф. М.Достоевского “Преступление и наказание”
- Людям нужен лишь свет любви Сочинение ЕГЭ 2020
- Противоречия теории Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)
- Этика добра и любви к людям в романе «Преступление и наказание»
- Почему Хлестаков оказался в роли ревизора.
«Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь»