Кто он, «герой нашего времени»?

Последние десятилетия отмечены сменой культурных эпох. Новый литературный (культурный) процесс получил название постмодерна. В связи с этим кардинальным образом меняется вся система мироощущения. Современная культура отрицает упорядоченность, веру в причинно-следственный процесс и абсолютную истину.

Мир представляется как отдельные фрагменты, порой даже не связанные между собой. Образы, герои — вымышленные, беспочвенные, герои компьютерных игр. Они создаются в сознании, при этом в сознании отдельно взятого человека один и тот же образ

может выглядеть по-разному. Такого героя сложно анализировать, практически невозможно представить его жизнь, ведь такой персонаж создается в сознании другого героя произведения.

Примером постмодернизма в современной отечественной литературе может служить роман Виктора Олеговича Пелевина «Чапаев и Пустота» (1996 г.) — нашумевший, вызвавший много противоречивых мнений роман о советских героях Гражданской войны и героях многочисленных анекдотов Чапаеве и Петьке. У Пелевина Чапаев — мистик, учитель, ведущий своего ученика Петра Пустоту к постижению истины. Петр — поэт-декадент, монархист, по странному

стечению обстоятельств занимающий место комиссара чапаевской дивизии.

Роман построен как чередование фрагментов, описывающих жизнь Пустоты в двух реальностях-сновидениях: послереволюционной России, где встречает Чапаева, знакомится с Анкой, Котовским, и России современной, где он находится на излечении в психиатрической клинике. Чапаев и Петька ведут беседы о философии, о строении мироздания, посещают загробный мир и в конце романа тонут в реке Урал (условной реке абсолютной любви).

Составной частью текста романа являются фрагменты истории болезни Пустоты, из которой читатель узнает, что мировосприятие героя начало дробиться в подростковом возрасте, когда он вдруг обнаружил метафизические корни своей фамилии. С этого времени он стал интересоваться философскими категориями пустоты и небытия. В итоге Петр попадает в психиатрическую клинику.

Кульминацией его болезни является эпизод с «глиняным пулеметом», при помощи которого созданные больным воображением героя Чапаев и Анка уничтожают вселенную и таким образом показывают Петьке, что «любая форма — это пустота… пустота — это любая форма». Герой приходит к выводу, что на самом деле ни о какой реальности речь не может идти, весь мир — это плод нашей фантазии. Все, что создает сознание героя, наделяется им самим реальным существованием. Он не сомневается в существовании сна-реальности периода Гражданской войны, для него современный мир менее реален, чем реальность Чапаева.

Персонаж выступает создателем своей вселенной, оказывается творцом своего мира. Петр Пустота представляет собой обобщенный собирательный образ отдельного социального слоя российского общества, это образ людей, занятых творчеством (а потому немного не от мира сего) и живущих насыщенной интеллектуальной жизнью. А фамилия главного героя — Пустота — означает, что факты материального и духовного существования человека возникают из ничего и возвращаются в ничто.

Возникает вопрос: может ли такой герой, как Петр Пустота, быть героем нашего времени? Герой Пелевина (да и все остальные его герои) — это ли не герои всех компьютерных игр, которыми так увлечена современная молодежь. Только эти герои, помимо всего прочего, выписаны довольно талантливым современным писателем, и именно поэтому все же несут в себе смысловую нагрузку.

Петр сочетает в себе черты и поэта-декадента (т. е., чтобы понять и выявить эти черты, необходимо знать поэзию серебряного века), и героя Гражданской войны (нужно знать отечественную историю), и черты современного человека с уставшей от информации, от всеобщей компьютеризации головой. Таков герой Пелевина. Его нельзя назвать примитивным и не давать для изучения. Ведь подобный герой — яркое отражение нашей сегодняшней действительности.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Кто он, «герой нашего времени»?