Краткое содержание «Уроки французского» Валентина Распутина
История из детства мальчика в послевоенной стране. Мать, в одиночку воспитывающая троих детей, Володя, от лица которого ведется рассказ, был старшим.
Тяжелое время, постоянное чувство голода.
В 1948 году Володя пошел в пятый класс. Чтобы получить среднее образование ему пришлось переехать в райцентр – в деревне была только младшая школа.
Любознательный, способный мальчик, в маленькой деревенской библиотеке не осталось непрочитанных книг, но главным его талантом, за который он получил репутацию грамотея, было умение читать облигации.
Конечно,
Вот за эти нехитрые знания мальчик и прослыл грамотеем, и именно поэтому все советовали его матери послать его учиться дальше. Мать, поразмыслив, сочла это вполне разумным, тем более, что дома голодно и вряд ли сыну будет хуже в райцентре.
Она договорилась со своей знакомой, что мальчик будет жить у нее, и судьба Володи была решена.
В новой школе Володя учился отлично,
Ему жилось не очень весело, постоянно мучил голод. Хотя мать присылала ему продукты, хлеб, картошку, кончались они необычайно быстро. Причем продукты просто исчезали, их очень быстро растаскивали дети хозяйки квартиры, а может быть и сама хозяйка, сказать по правде, Володя никогда не пытался дознаться, кто именно. Поэтому часто вместо ужина у нашего героя была только кружка пустого кипятка.
Кроме этого, Володя очень тосковал по дому и матери, и эта тоска одинокого ребенка отпускала его только в школе.
Денег у Володи почти не было. Иногда мать присылала ему по 50 копеек на молоко, это было единственное доступное лекарство от малокровия, которым страдал мальчик. Однажды Федька, сын хозяйки, привел его в компанию, которая играла в «чику» на деньги. Там он познакомился с Вадиком, который учился в седьмом классе. Подросток был главным в этой компании.
Сначала Володя не играл, а только смотрел на игру и очень быстро понял основные правила, затем попробовал сам, и постепенно втянулся. Сначала, конечно проигрывал, затем наловчился метать битку так, чтобы переворачивать много монет.
Выигрывает тот, кто одним ударом перевернет как можно больше монеток. Мальчик выигрывал рубль, затем тратил его на молоко.
Но продолжалось это недолго, остальные мальчишки начали ему завидовать, а особенно Вадик. Он начал открыто жульничать, чем вызвал Володю на конфликт, а затем начал драку.
На следующий день мальчику пришлось идти на уроки с разбитым лицом, и первым уроком был французский язык. Лидия Михайловна, преподаватель французского, а заодно еще и классный руководитель, не могла не заметить ссадин на лице. На ее вопрос, что же случилось, Володя хотел соврать, но его перебил Тришкин, его одноклассник, который тоже играл в «чику». Он рассказал учительнице, что Володя играет на деньги и что его избили из-за этого.
Лидия Михайловна оставила Володю после уроков, но не повела его к директору, как того ожидал герой рассказа, а поговорила с ним сама. Узнав, что таким образом он добывает деньги на молоко, она посмотрела на худенького, бледного мальчика другими глазами. Володе пришлось пообещать ей, что больше он играть не будет, однако сдержать свое обещание ему не удалось. Измученный голодом, он опять присоединился к компании игроков, и очень скоро снова был избит.
Когда учительница увидела свежие синяки, она решила попытаться помочь ему, и во время индивидуальных занятий у нее дома хотя бы немного его подкормить. Но стеснительный и болезненно гордый мальчик отказывался ужинать с ней, и тогда она решила действовать по-другому.
Через несколько дней Володя получил посылку. Она пришла на адрес школы. В деревянной коробке было нечто невиданное: золотистые макароны и гематоген. Ни того, ни другого в деревне не бывало, поэтому мальчик сразу понял, от кого посылка и немедленно вернул продукты Лидии Михайловне.
Но, несмотря на это, уроки французского продолжались. Володя по-прежнему ничего не брал у учительницы, отказывался ужинать, зато начал делать очень заметные успехи. Произношение стало заметно лучше, слова и фразы произносились легко и красиво, и язык начал очень нравиться мальчишке.
А тут учительнице пришла новая идея. Однажды она завела разговор об игре на деньги, и между делом показала Володе игру, в которую она играла в детстве, тоже на деньги. Игра называлась «пристенок». В этой игре монетки бросаются о стену, затем пальцами замеряется расстояние между ними, все монеты, до которых удалось дотянуться, считаются выигрышем. Показав игру, Лидия Михайловна предложила сыграть, и с тех пор каждый вечер после занятий начиналась игра. Играя, они старались разговаривать и обсуждать шепотом, так как прямо за стеной жил директор школы.
Однако однажды оба слишком увлеклись замерами, причем Володя заметил жульничество со стороны учительницы, и начали спорить в полный голос, и не заметили, что они уже в квартире не одни. Директор школы, услышав шум и спор, зашел посмотреть, что происходит, и увидел странную картину: преподаватель и ученик, оба красные и взволнованные, ползают на коленях около стены, кругом разбросаны монетки. На изумленный вопрос, что же здесь происходит, учительница прямо сказала, что они играют в «пристенок». Возмущению директора не было предела, и в результате Лидии Михайловне пришлось уехать на Кубань, домой.
Володю же никто не трогал, так как учительница всю вину и все произошедшее взяла на себя. А зимой ему на адрес школы пришла посылка, в таком же деревянном ящике, как и в первый раз. В ней были макароны и три плотно упакованных плода, которые Володя до этого видел только на картинках. Это были яблоки.
Рекомендуется к прочтению:
- Сочинение по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»
- Особенности проблематики одного из произведений Валентина Распутина ("Уроки французского")
- Анализ произведения Валентина Рапутина «Уроки французского»
- Нравственное значение рассказа Распутина «Уроки французского»
- Краткое содержание «Живи и помни» Валентина Распутина
- Краткое содержание «Пожар» Валентина Распутина
- Сочинение любовная лирика Блока.
Краткое содержание «Уроки французского» Валентина Распутина