Краткое содержание “Лисистрата” Аристофана

Древнегреческий комедиограф Аристофан назвал главную героиню одноименно комедии Лисистратой, что означает «разрушительница войны».

Идет война между Афинами и Спартой. Лисистрата созывает представительниц древнегреческих городов-полисов для обсуждения вопроса мира. На встрече она предлагает всем женщинам отказаться от любой близости со своими мужьями, пока те не договорятся о мире. Женщины встречают предложение отказом и недовольством. Они готовы и дальше терпеть войну и расставания. И только когда спартанка Лампито соглашается,

они начинают сомневаться.

В плане Лисистраты – соблазнять мужей, но не даваться им. Клеоника переживает, что их могут бросить мужья, но зачинщица женской забастовки вспоминает Менелая и с уверенностью говорит, что этого не будет. Клеоника продолжает настаивать – что будет, если их потащат в спальню насильно? И на это есть ответ – упираться, ведь насильно мил не будешь. Условия Лисистраты приняты. Она направляет старейшин женщин в Парфенон, чтобы те захватили Акрополь. Дабы закрепить свои планы клятвой, они распивают мех красного вина, похожего на кровь.

На сцену выступает хор стариков – афинян с вязанками

дров и жаровнями с углями. Они окружают Акрополь кольцом хвороста и поджигают. Женщины бегают, суетятся, набирают в кувшины воду и заливают огонь. Антистрофа умоляет Афину спасти их от злобы мужской, от жертв и помочь прекратить войну. Подоспевшие к храму женщины встречают стариков, которые угрожают их побить. Возникает потасовка. Предводитель пожилых мужчин восклицает, что был прав Еврипид, говоря, что нет никого бесстыдней женщины.

Лисистрата является к советнику, а следом и Клеоника. Стражники пытаются их схватить, но на помощь уже торопятся колбасницы, молочницы, зеленщицы, селедочницы, горшечницы. Мужчины проигрывают сражение и только после этого оказываются способными говорить с предводительницей. Выясняется, что Акрополь захвачен для того, чтобы овладеть всем золотом, и у мужей не было возможности воевать. Золото это корень смуты, раздоров, войны. Женщины собираются им управлять, как управляют домашним хозяйством.

Остановить войну предводительница хочет, заключив мирные договоры и отправив везде послов, используя аллегорию – подхватить комок пряжи на прялке и потянуть нитку. Да, государственную службу можно сравнить с шерстью, и пусть это удивляет мужчин. Как шерсть очищают, вычесывая репей, так и убрать надо всех негодяев и трусов. Собрать нужно всех порядочных граждан и навить на прялку союза, а затем поселенцев, союзников и должников. Так из единой нити будет соткана рубашка для всех афинян.

Старики все еще не понимают роли женщин и то, что они настроены серьезно. Не понимают, что для тех них война это горе вдвойне, они рожают сыновей, но провожают их в бой, стареют в ожидании своих мужей, ушедших на войну.

Однако соскучившись по мужчинам, постепенно женщины начинают сдаваться. Одна беспокоится о том, как бы моль не съела забытую дома шерсть. Другая – о не раскатанном полотне. Третья представляется беременной, подложив под одежду шлем. Четвертая напугана змеями, пятая – совами.

Появляется Кинесий, мух Миррины. Для того, чтобы вернуть жену, он вспоминает ребенка, которому нужна мама. Он уговаривает Миррину прилечь, та будто бы и готова, но то ей нужна перинка, то подушка, то покрывало, то масло. Исполненный страсти, он клянется, что будет голосовать за мирный договор, жена его убегает.

Первыми приходят договариваться о мире спартанцы. Их жены не подпускают к себе, по городу они ходят как со свечами. Уже и все мужчины жалуются на опухоль, воспаление, ходят с накидками, приподнятыми у пояса. Афиняне со спартанцами решают заключить мир, зовут Лисистрату. Та просит послов взяться за руки, вспомнить, как лаконяне молили о помощи у афинских алтарей, как восстала Мессения, ка афиняне помогли Спарте, как спартанцы прогнали наймитов и фессалийских всадников. Она говорит о мире, о том, как афиняне и спартанцы спасали друг друга, мужчины же в это время думают о том, как она прекрасна и, не торгуясь, отдают друг другу захваченное и присягают друг другу в верность. Начинается пир с плясками и песнями. Поют о дружбе, взаимопомощи, мире, о том, как сражались против персов, восславляют своих богов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Краткое содержание “Лисистрата” Аристофана