Краткое содержание «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина

Матушка-Россия в середине XIX века уже прощается с крепостным правом. Но господа Головлевы живут в своем замкнутом мире, благополучно и безмятежно, приобретая новые земли для своих процветающих имений. Арина Петровна Головлева – владелица всех земель и глава семьи – властная и тщеславная. Подмяла под себя всех – и мягкотелого никчемного супруга, «бесструнную балалайку» Владимира Михайловича, тихого алкоголика, бабника и рифмоплета, и детей своих, и всю челядь. Все дела госпожи Головлевой посвящены вроде бы четверым детям. Но черствая душа

Арины Петровны, к детям равнодушная, всецело занята властвованием и хозяйственными предприятиями.

Сынок старшенький, прозываемый Степкой-балбесом, имел лишь один дар – передразнивать всех, за что мать шибко его недолюбливала, называя «постылым». Никаких иных талантов за ним не водилось, чины не заработал и, продав домик в Москве – «кусок, выброшенный ему матерью» – проигрался в пух и прах и вернулся в поместье на дармовой постой и прокорм.

Дочка Анна, про которую госпожа Головлева «не любила говорить», совершенно маменьку разочаровала, сбежав и обвенчавшись без дозволения с корнетом. Арина Петровна и

ей «кинула кусок» материнского благословения – убогую деревню и небольшой капитал. Но муж бросил жену и двух дочек, и после смерти Анны, бабка волей-неволей взяла осиротевших внучек к себе, забрав обратно и «кусок» – малая, да радость.

Средний сынок Порфирий, мальчик тихий, нежный и откровенный, который обожал «…приласкаться к милому другу маменьке», вызывал в ней чувства странные и противоречивые. Благодаря своим елейным ласкам и «наушничанию» не попал Порфиша в ряд детей «постылых», – благожелательна была к нему Арина Петровна. Но к нежностям его относилась настороженно и порою в мыслях проговаривалась: «Так вот и поливает ядом, так и подманивает». Но сердце материнское попало в сети «откровенного мальчика», и теперь все лучшее отдавалось ему.

Ну а Степка, даром что балбес, еще в нежном возрасте определил Порфишу на свое место, дав тому прозвище Иудушки, Кровопивушки.

Младший Павел – человек апатичный, загадочный и угрюмый, который порой даже огрызался на мать, однако «боялся ее, как огня». О чем думал и мечтал, о том никто не ведал, поскольку по своей вялости поступков никаких не совершал – ни добрых, ни злых, ни глупых, ни умных.

Глава семьи – «почтенная и удрученная мать» – собирает детей на семейный совет, призванный определить судьбу Степана, на что Павел вдруг высказался, что наперед все известно, и будут Степку-балбеса «на куски рвать». Порфиша нашептал маменьке, чтоб остался балбес в имении, вроде как под семейным приглядом. Однако ж убедил затребовать от него нужную бумажку с отказом от наследства.

И растворились для Степана «…двери склепа, пропустили его и – захлопнулись…». Остался крошечный грязный мир из четырех стен, скудная кормежка, дешевый табак, да штоф с заветным напитком. Казалось, что беспросветная мгла, как черное облако, окутало его с головой. Глубокая тоска и безнадежность сковали Степана, прихлопнув человека крышкой гроба. Умер балбес.

Проползли десять лет. Младший Павел смертельно болен, но не хочет верить этому и потому не подписывает бумагу, чтобы его поместье отошло в наследство сироткам-племянницам – Анниньке и Любиньке. Следовательно, Иудушка – единственный наследник.

Смерть мужа, отмена крепостного права подкосило власть и волю Арины Петровны. Этим тут же пользуется Иудушка, ловко оплетая мать ласковыми скользкими словами. И она делит имение между Порфишей и Павлом, оставляя себе только деньги, которые по привычке тратит на именья сыновей, пока ничего не остается. В этот момент добрый Порфиша шлет ей привет в виде «руководства для составления годовой отчетности», в которой подсчитан был каждый кустик малины. Маменька, потрясенная жадностью неблагодарного Порфишки, перебирается вместе с внучками к младшему Павлу, имение которого на глазах приходит в упадок. Ненависть его к брату Кровопивушке утоляется не в поступках, но лишь в пьяном угаре, где не остается времени на подписание завещания для сирот или матушки. Павел погибает от смертельной болезни, оставив Головлево ненавистному Иудушке, чего так страстно не хотел.

Арина Петровна с внучками уезжает в худую деревеньку, которую она когда-то «кинула» дочери. Порфиша с нежностью провожает мать и племянниц, душевно приглашая их наведываться, не чинясь, по-родственному. Но молоденькие барышни скучают в глухой тишине и безвестности убогого именья и вскорости уезжают. Тяжело переживая одиночество и тоскливое безделье, Арина Петровна вынужденно возвращается к Порфирию.

В процветающем ранее имении Головлево теперь проживают вдовец Порфирий, маменька и Евпраксеюшка – дочка дьяка и «утешение» Порфиши. К своим сыновьям Иудушка не испытывает ничего, кроме досады, считая их, как и его маменька когда-то, «постылой обузой». Владимир наложил на себя руки от отчаянья и безденежья, не получив от отца никакой помощи для своей семьи. Второй сын Петенька служит в армии. Никогда отец их не вспоминает, ведь вся жизнь Порфирия наполнена разъедающей душу скупостью, никчемными пустыми разговорами, бессмысленными занятиями.

Ничто не тревожит эту сухую черствую душу – ни приезд Петеньки, который растратил казенные средства и просит отца о помощи от бесчестья и погибели, ни страшные материнские слова «Проклинаю!», – единственное, чего он всегда опасался, ни даже скорая смерть милого друга маменьки.

Кровопивушка подсчитывает оставшийся от матери капиталец, а тьма все глубже проникает в его душу и сознание.

Семейные радости с безответной и покорной Евпраксеюшкой дают трещину. Беременная подруга Иудушки проникается подсознательным ужасом при его появлении рядом. И этот страх оказался роковым – Порфиша отсылает родившегося сына в приют. Непреодолимое отвращение и злоба охватывает мать, навсегда разлученную с ребенком, ненависть и желание сделать гадости полоумному хозяину. Иудушка страдает от мысли, что вместо безделья и пустой болтовни, он будет вынужден обслуживать себя сам.

Зато он наверстывал свое унижение, предаваясь мечтам разорить, обездолить, высосать кровушку, мстя в мыслях и живым и мертвым.

Начало конца для Порфиши начинается с приездом в имение умирающей от чахотки Анниньки, которая заливает водкой унижения, загубленную юность и чистоту, красоту и таланты, стараясь забыться от тоски по сестре Любиньке, покончившей собой в осознании, что перед ней впереди лишь улица и нищета.

Тяжкие вечера приносили воспоминания о смертях, безнадежности и исковерканных жизнях обитателей Головлево, в которых племянница с отчаянной яростью винила Порфирия.

И под гнетом этих яростных слов, душу Иудушки вдруг стала раздирать совесть, о которой он никогда не ведал. Страшная правда грызла и язвила Порфишу: он уже не милый сладкий мальчик, а старик, вокруг которого сгустились лишь ненависть и презрение. На что же потратил он жизнь свою, зачем погубил детей своих и братьев, для кого копил богатства, если все, что было создано для него, разрушено им самим?

И вот в сырую весеннюю ночь, когда метель била в лицо, решил вдруг Порфирий Владимирович навестить могилу маменьки – захотел проститься. Но не так, как обычно, а прощенья у нее выпросить, упасть на стылую, как его жизнь, землю и кричать, молить о прощении до самой смерти. Он брел по мокрой дороге, не чувствуя ни холода, ни ветра.

Новый день принес весть о найденном на дороге закоченевшем теле последнего владельца поместья Головлево. Племянница лежала без сознания, с лихорадкой, поэтому письмо доставили к троюродной сестре, с давних пор внимательно следившей за всеми событиями в поместье у господ Головлевых.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Краткое содержание «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина