Краткое содердание «Записки из мертвого дома» Федора Достоевского

Повесть, не имеющая точно обозначенной фабулы, является набросками быта обитателей каторги. Личный опыт Достоевского, побывавшего в ссылке, помог ему достоверно составить летопись событий из жизни каторжан, обрисовать их прошлое и настоящее, создав психологические портреты заключенных и сопроводив их философскими рассуждениями о смысле существования. Авторские воспоминания являются документальным воспроизведением изображения каторжной реальности.

Безымянный повествователь рассказывает в предисловии о человеке, который его заинтересовал.

Дворянин Горянчиков, оборвавший все связи с родственниками и друзьями после отбытия наказания на каторге, и проживающий замкнуто и одиноко в маленьком городишке в Сибири. Как-то раз автор случайно заметил свет в окне бывшего каторжника, зарабатывавшего на хлеб насущный репетиторством. Повествователь догадался, что тот пишет мемуары. Позднее, узнав о том, что Александр скончался, рассказчик получил от хозяйки квартиры записки покойника под названием «Сцены из Мертвого дома» с воспоминаниями о годах, проведенных в заключении.

Герой повести – потомственный дворянин Горянчиков, убивший из ревности

жену и осужденный за это на 10 лет каторги. Александру Петровичу, изнеженному, непривычному к общению с простыми крестьянами, трудно приходится в условиях острога. Он совершенно не приспособлен к быту, неуклюж в обиходе, кроме того, привередлив и разборчив. За эти качества другие заключенные относятся к нему пренебрежительно, уравновешивает ситуацию только высокое дворянское происхождение героя. Потрясение первого времени постепенно проходит, Горянчиков привыкает к обстановке и окружающим. У него появляется интерес к изучению человеческих типов, собранных в остроге, он раскрывает существо простонародной жизни, секреты их слабостей и недостатков, а также их нравственности и благородства.

Сибирская каторга, к которой осужден Александр Петрович, относится ко второму разряду – это крепость, где заключенные находятся под непрерывной слежкой солдафонов и зачастую желают перевестись в другую категорию: на каторгу или на заводы. Кроме заурядных каторжан, в этой крепости в отдельном подразделении содержатся особые узники, совершившие тягчайшие злодеяния. Герой повести завязывает знакомство с обитателями крепости, среди которых, кроме простонародья, встречаются и выходцы из дворянского сословия. Он подружился с бывшим дворянином Аким Акимычем, осужденным к 12 годам каторжных работ за расправу с кавказским князем. По характеру это весьма пунктуальный и благопристойный господин, наказание не испортило его. Другой барин, совершивший подложный поклеп, рассчитывая нажиться на этом, приговорен к 10 годам наказания. Каторжный труд не научил его ничему, не заставил раскаяться. Напротив, он был окончательно деморализован и из дворянина бесповоротно стал конченым негодяем и осведомителем. На примере этого персонажа показан абсолютный нравственный распад человеческой личности.

Самым ужасающим арестантом крепости был кабатчик Газин, убивавший детишек. По крепости ходили слухи о том, что тот получал удовольствие от испуга и страданий детворы. Служивший в крепости поваром Осип, который был гениальным контрабандистом, умел незаметно проносить в острог спиртные напитки и недозволенный провиант и стряпал для каторжан за дополнительную плату вполне пристойную еду.

Оказывается, дворянин, живя в среде народа, может научиться многим полезным вещам, к примеру, умению зарабатывать деньги в заключении или проносить туда вино. Ему становится известно все, что представляет практическое значение для выживания в остроге: на каких работах используют труд каторжан, их отношение к надсмотрщикам и к самому заключению. Он старается вникать во все мелочи быта и отношений в крепости, и его наблюдательность позволяет ему осознать мечты арестантов, пределы дозволенных им послаблений начальства и границы недозволенного, за которым последует серьезное возмездие. Автора интересует национальности узников, их межнациональные и межсословные отношения.

Повесть представляет собой историю духовного перерождения личности, которая попала в острог под впечатлением идей утопического социализма, мечтая о глобальном товариществе. Однако, много пережив на каторге, отрекается от своей идеологии и начинает горячо проповедовать безропотность и послушание. Писатель утверждает, что подобная метаморфоза, пересмотр точки зрения содействуют интеллигентам уменьшить их разрыв с народом, отыскать общие цели.




Рекомендуется к прочтению:


Краткое содердание «Записки из мертвого дома» Федора Достоевского