Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Гоголя «Мертвые души»?
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» своеобразна по своему жанру: это не роман, не жизнеописание одного или даже нескольких героев, а широкая панорама жизни России того времени. Здесь не являются главными похождения героя, его удачи и поражения. Сам Гоголь писал В.А. Жуковскому о сюжете поэмы: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Изображая «всю Русь» в своем произведении, Гоголь ясно дает читателю почувствовать в нем голос автора. Именно постоянное присутствие автора дает возможность
Лирический пафос достигает наивысшего подъема, когда речь идет о судьбах родины и искусства. В начале седьмой главы автор рисует нам два типа писателей. Один — счастливец, говорящий о возвышенных предметах, показавший людям «прекрасного человека», таким образом им «чудно польстив». Он находится на вершине славы, его называют «великим всемирным поэтом». Как не вспомнить посвященное Гоголю стихотворение Н.А. Некрасова «Блажен незлобливый поэт…»:
И современники ему
При жизни памятник готовят.
Не таков удел другого писателя, «дерзнувшего вызвать наружу… всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь», выставить на всеобщее обозрение горькую и скучную правду жизни. Сурово поприще этого писателя, «и горько почувствует он свое одиночество». Конечно, Гоголь имеет в виду свою собственную писательскую судьбу и те обвинения в отсутствии патриотизма и очернении действительности, которые многократно слышал в свой адрес. Проблема истинного и ложного патриотизма вызвала страстные споры: сложно было согласиться критикам, что любовь к родине состоит не в приукрашивании жизни, а в стремлении изменить ее к лучшему. Безусловно, посвящая Гоголю свое стихотворение, Н.А. Некрасов имел в виду, что автор «Мертвых душ» выбрал тернистый путь писателя-сатирика, беспощадного обличителя пошлости и косности. И для Гоголя является неоспоримым как право на изображение пороков общества, так и выбор грозного оружия — смеха.
Гоголь — истинный патриот. В лирических отступлениях он восторгается бескрайними степями и полями, деревнями и селами. В поэме очень важен мотив дороги: весь сюжет представляет собою скитания по просторам родины. Дороги эти то ровные, то ухабистые, то грязь непролазная, а то они «расползались во все стороны, как пойманные раки». Символическое значение получает этот мотив в последней главе поэмы, когда дорога с бричкой Чичикова превращается в путь, по которому несется птица-тройка. Здесь и ставшая крылатой фраза: «И какой же русский не любит быстрой езды?» Здесь и рассуждения о свойствах национального русского характера и о дальнейшей судьбе России. Как и «бойкая необгонимая тройка», несется Русь, и, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Неведомы дальнейшие пути птицы-тройки, как неведомы пути России, неизвестна ее судьба. Но одно точно: судьба такой страны, как Россия, будет необыкновенна. Самое главное, о чем говорит взволнованный голос автора в строчках лирических отступлений, — о любви к своей великой и многострадальной Родине.
Рекомендуется к прочтению:
- Роль личных отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души»
- В чем смысл названия поэмы Гоголя «Мертвые души»?
- Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя “Мертвые души”
- Художественное своеобразие поэмы Николая Гоголя «Мертвые души»
- Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
- Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»
- Стихи Фета о природе анализ.
Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Гоголя «Мертвые души»?