Изображение дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Трудно, почти невозможно создать в художественном произведении картину определенной эпохи, используя только образы главных героев и указывая на конкретные исторические или социальные события. Это будет лишь эскиз, неполный набросок, без оттенков и полутонов, которые появляются при сравнении. Именно поэтому так важны в романе авторские отступления, создающие яркий фон картины того времени и делющие образы главных героев еще более выпуклыми. Не менее важно и изображение героев второстепенных, типажей дворянства того времени.
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил,
когда перед нами широким мазком Пушкин изображает круг соседей Онегина, читавших лишь «календарь осьмого года», но дружно сделавших вывод:
Сосед наш неуч, сумасбродит;
Он фармазон; он пьет
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да, да нет; не скажет да-с иль нет-с?
Знакомя читателя с Владимиром Ленским, автор подчеркивает,
что герой живет
В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары.
Типажи, окружающие в деревне Евгения и Владимира, напоминают хор кукольного театра, где куклы, синхронно открывая рот, поют одним голосом:
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем
Ни остротою, ни умом!..
Трясина бессмысленности и обыденности постепенно затянула в болото мать Лариных — когда-то романтическую барышню. Ольга тоже не избежит этой участи. Не избежал бы ее, возможно, и Ленский, и тогда:
В деревне счастлив и рогат,
Носил бы стеганный халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел.
И, наконец, в своей постеле
Скончался посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей!
Самое яркое изображение сельского дворянства — именины Татьяны. Типажи, нарисованные Пушкиным, становятся еще более рельефными благодаря гротескному оттенку, шаржу, когда они предстают чудовищами из сна Татьяны. Все это убеждает читателя, что Татьяна в этой среде — исключительное явление, а Евгений Онегин — вообще гость, появившийся неожиданно и ненадолго.
Но может быть, перед нами убогая провинция, а в столице все иначе? Но нет. Мы видим и московских дворян — родичей Лариных и высший свет столицы. У нас есть возможность сравнить и этих людей с Онегиным и Татьяной. Московские барышни свысока поглядывают на провинциальный наряд и прически Татьяны, но
Всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхивает мысли в целы сутки…
Словом, московское окружение Татьяны отличается от сельского только внешне. Именно здесь может появиться дама, влюбленная, как мать Ольги и Татьяны, в романы «не потому, что их прочла», а наслушавшись восторженных отзывов кузины! Косность, статичность, нудность Пушкин мастерски подчеркивает повторением указательных слов «такой же», «то же», «так же».
Все то же лжет Любовь Петровна… Не «так же» лжет, а «то же» лжет» — разве можно точнее сказать о застое мыслей, чувств этого круга! И хотя поэт показывает не однородную толпу — безликий монолит, изображение высшего света таково, что люди кажутся мухами, запутавшимися в липкой паутине!
А гости на балу в Петербурге? Чем они отличаются от деревенский гостей на именинах? Само построение фраз подчеркивает, что отличие практически отсутствует. Героиня Пушкина здесь столь же чужая, а потому она грустит о единственной искренней душе в ее жизни — о няне.
Выходит, все три пласта дворянства: сельское, московское и петербургское — практически неразличимы. Так что Татьяна — исключение из правил, а Онегин — не «лишний человек» в этом обществе, а просто неординарная личность, которая переросла свою среду, может не дождаться перемен в ней, но вынуждена жить и хочет жить достойно и разумно, а потому снисходительно смотрит на тех, кто так и не сумел подняться, навсегда застыл в липкой паутине повседневности.
Рекомендуется к прочтению:
- Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
- Изображение поместного дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин»
- Петербургский «свет» в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»
- Характеристика Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»
- Образ Татьяны Лариной в романе Александра Пушкина “Евгений Онегин”
- Пушкин и Онегин в романе Пушкина «Евгений Онегин»
- Сочинение по картине Шишкина Зима.
Изображение дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин»