Из какой Москвы бежит Чацкий
Комедия «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был великий русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов.
«Горе от ума» — реалистическое произведение, где автор дает картину жизни крепостной Москвы XIX века. Грибоедов, создавая образы московских «тузов», показывает свое отношение к
Чацкий оставляет
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Он видит Скалозуба мужем Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы». Князь и княгиня Тугоуховские также занимаются поисками богатых женихов для своих шести дочерей. Княгиня говорит князю, чтобы он пригласил Чацкого на вечер:
К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!
Когда же узнает, что он не богат, то кричит: «Князь, князь! Назад!» Фамусов восхищается своим дядей, который «…на золоте едал, сто человек к услугам».
Чацкий бежит из праздной Москвы. Жизнь Москвы наполнена балами, развлечениями, где процветают пересуды и обжорство:
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь, Дверь отперта для званых и не званных.
Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях:
Поетем, матушка, мне прафо не под силу,
Когда-нибуть я с пала та в могилу.
Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлёстова обличает Загорецкого:
Лгунишка он, картежник, вор. Я от него все двери на запор…
Но в то же время благодарит его за двух арапчонков:
Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье
Двоих арапченков на ярмарке достал.
Молчалин сумел добиться чина секретаря, следуя завету отца «угождать всем людям без изъятья». Он считает, что ему не нужно иметь свое мнение, так как «в чинах мы небольших». Молчалин достигает положения в обществе угодничеством. Он оказывается в нужном месте и в нужный час. Молчалин «на цыпочках и не богат словами». Чацкий замечает:
Там моську вовремя погладит, Там впору карточку вотрет. Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:
От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку
Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку.
Дворяне-крепостники меняют верных слуг на борзых собак. От отцов и матерей отнимают детей для крепостного балета, а затем «распродают поодиночке». Даже Софья заставляет служанку не спать всю ночь, потому что приезжает гость:
Вчера просилась спать — отказ. «Ждем друга». — Нужен глаз да глаз. Не спи, покудова не скатишься со стула.
Чацкий бежит из города, где служат «лицам, а не делу», на службу смотрят как на способ наживы. Фамусов говорит Чацкому: «Поди-ка послужи». Сам же он, «достигнув степеней известных», службой не интересуется, а только подписывает бумаги:
А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Молчалин «дойдет до степеней известных» своим умением молчать. Фамусов окружил себя на службе родственниками:
Ну как не порадеть родному человечку!
В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Княгиня Хлестова уверена, что в институте «…упражняются в расколах и безверье». По словам Скалозуба, в лицеях и гимназиях будут учить «…по-нашему: раз, два». Своих детей они учат всему иностранному, набирая полки учителей «числом поболее, ценою подешевле». Даже французик из Бордо не чувствует себя в России иностранцем:
Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.
Чацкий оставляет Москву, где царят ложь и лицемерие. Софья скрывает свои отношения с Молчалиным от отца. Фамусов тайком ухаживает за Лизой. Загорецкий врет по всякому поводу: «Услышит вздор и тотчас повторяет!» Боятся они не дурных поступков, а того, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что он обладает достоинствами, которые ценят в фамусовском обществе. Чацкий разошелся во мнениях с фамусовским обществом, он хочет изменить жизнь. Общество испытывает страх, потому Что Чацкий не одинок. О брате Скалозуба говорят:
Чин следовал ему:
Он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Родственник княгини Хлестовой:
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник.
Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.
В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал: «Комедия «Горе от ума» отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…
Образ Чацкого остается актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе.
Рекомендуется к прочтению:
- Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Век нынешний — Чацкий, Молчалин, Репетилов
- «И один в поле воин, если он — Чацкий»
- Кто же Чацкий, победитель или побежденный?
- «Грех не беда, молва не хороша» (нравственный облик «фамусовской Москвы» в комедии «Горе от ума»)
- Чацкий и Молчалин: герой и антигерой
- Как Пушкин описывает осень.
Из какой Москвы бежит Чацкий