Идейно-художественное своеобразие поэмы Александра Блока «Двенадцать»

После революционных потрясений в 1918 году А.А.Блок пишет свою небезызвестную поэму «Двенадцать». Поэт, вдохновленный событиями народного восстания, являясь частично свидетелем творившихся уличных происшествий, буквально на одном дыхании, за несколько дней создает неповторимый памятник столь непостижимому и противоречивому историческому событию. В поэзии это произведение, абсолютно новое, громкое и сердитое слово, выкрик, сказанный новым, ещё непонятным, поэтому таким родным рожденной революции словом.

В поэме содержится двенадцать

малых глав, что равняется числу главных героев действа. Добавив гнетущего мистицизма и магии, разбавив их таинственным числом (ровно двенадцать апостолов-учеников было у Спасителя Иисуса Христа), драмы, обрисовав уникальные характеры героев и своеобразный стиль общения (у кого-то он возвышенный, художественный и поэтический, у кого-то вульгарный, полный жаргонов, просторечивый) поэт приносит в мир литературы нечто новое, пока ещё непонятое и настораживающе-пугающее.

Какие только разнообразные художественные средства и способы передачи мысли не используются в поэме! Начиная политическими лозунгами, частушками

и песнями, заканчивая романсами и разбойничьими шутками. Размер стиха повсеместно меняется переходя то в строевой марш, четкий и гнетущий, то срываясь в частушечный или того круче – превращается из четырехстопного хорея в дольник.

Данная поэма – песня, «музыка во плоти», полная какофонии, гимн революции, солянка жанров и поджанров, стилей и разнообразных художественных манер, символически обрисовывает нарастающую тревогу.

Именно такой видел революцию поэт, мрачной в пожарах и снегу, ревущей и стонущей, печальной и восторженной, в закатах и рассветах, тяжело вздыхающей России. Автор чувствует её всем своим существом – телом, душой, сердцем, от макушки до кончиков ног, такую гнетущую и холодную, но несущую, однако, свет, который так мы так жаждали увидеть.

Революция здесь представлена в образе ветра – порывистого, беспощадного, суровой и жестокой метели, нещадно врывающейся в жизни обычных людей и переворачивающей всё с ног на голову, а также её можно наблюдать в качестве пожара, обжигающего, беспощадного и кровавого.

Критики и интеллигенция не приемлет поэму, в одни голос шумно возмущаясь и выражая недовольство видением «такой» революции.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Идейно-художественное своеобразие поэмы Александра Блока «Двенадцать»