«И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия…» (По романам Гончарова «Отцы и дети» и Толстого «Анна Каренина»)

Никто не станет отрицать, что человек на этой земле не может быть счастлив всю жизнь. Когда-то за удачу придется заплатить. Да и разве можно сполна насладиться радостью, не зная слез, сладостью без горечи и светом без тьмы? Все познается в сравнении, поэтому люди привыкают страдать, зарабатывать свое счастье. К сожалению, очень часто цена бывает слишком высока. Тогда судьба превращается в трагедию, а жизнь — в мучение.

Переносить подобные мучения каждый человек привык по-своему. Главное, что привык. Очень редко кто-то против этого может взбунтоваться,

да и то вскоре поймет, что ни спорить, ни противоречить некому. Судьбе, разве что. Однако же самое интересное заключается в том, как все лишения и потери люди переносят. Горе ли, несчастье ли, неудача — все едино, все как дар берем, со смирением и словами: «Пусть мне, окаянному.

Провинился, значит, перед Богом-то». Как ни странно, вряд ли найдется верующий человек, который возразит: «Я нищим подавал, обделенных оделял, несчастных утешал, а Ты у меня самое дорогое забрал». Скорее человек поверит, что недостаточно добра сделал, раз так поплатился. Только вот жить от этого никому проще не становится. Все те

же неудачи, потери и несчастья.

В литературе сюжет произведения зачастую построен на конфликте, трагичном и комичном, а так же на несчастливой судьбе или мученической доли. Герои подвергаются испытаниям судьбы, после чего получают свою долю счастья, чтобы читатель мог облегченно спокойно закрыть книгу и вздохнуть: «Хорошо все закончилось. Ну, и слава Богу». Пусть даже то счастье лишь видимость, а покой настолько хрупок, что распадается на мириады осколков от самого незначительного прикосновения Неудачи.

А в реальной жизни подобное происходит даже чаще. Человек ищет не только свое счастье, но место в этой жизни, свое место. Любовь, удача, карьера — все это приложится, надо только отыскать то, где ты незаменим, где ты счастлив.

«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!» — говорит Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» перед своей смертью. В его словах — неприкрытое страдание о том, как быстро и бесславно закончилась его жизнь, жизнь человека с амбициями и твердыми убеждениями.

Не это ли трагедия? Пуста жизнь, не заполненная ни одним чувством, только полное отрицание всего, поиск, вечный поиск.

«Русский человек только тем и хорошо, что он сам о себе прескверного мнения. Важно, что дважды два — четыре, а остальное все пустяки».

Базаров, безусловно, персонаж весьма противоречивый. Но так же не приходится сомневаться в трагичности его судьбы. До самой кончины он не желал признавать, что может страдать и «быть жалким», отрицая даже вполне очевидную свою любовь к Одинцовой. Мученик ли он? Возможно. В этом мы не сомневаемся перед его смертью, но его резкие слова и порой странные поступки все же не позволяют примириться с ним, однако и не закрывают дорогу сочувствию.

Что так же любопытно это влияние судьбы Базарова на жизни других людей, а именно его родителей. Добродушные старички, чей смысл жизни заключался в их Енюше, не могут не вызвать сострадания. Они любят его безумно, как, впрочем, любые родители любят своих детей. Но их чувства настолько сильны, что, боясь чем-то отпугнуть Енюшу от дома, они сами начинают его бояться. Подстраивают свою жизнь под его привычки и убеждения, стараются ему не мешать, угождать — все, только бы их Евгению было хорошо.

Тяжелая и глубоко психологичная сцена болезни Базарова не может не потрясти читателя. Та невероятная нежность и безысходность в поведении Василия Ивановича и смиренная вера в чудо Арины Власевны лучше любых слов показывают нам их горе.

«Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлых старичка — муж с женою… приблизятся к ограде, припадут и встанут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын…»

Безвременная потеря любимого оставляет глубокий, неизлечимый след в душе, потеря родного и близкого — ломает человека.

Однако трагедия человеческой жизни отнюдь не ограничивается смертью. Человек может стать пленником своих чувств, и вновь мучения.

«Ты смотришь на меня и думаешь, могу ли я быть счастлива в своем положении? Ну, и что ж! Стыдно признаться, но я… я непростительно счастлива».

Это утверждение Анны Аркадьевны из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Ее связь с графом Вронским, презрение света и знакомые, отвернувшиеся от нее. Анна стала мученицей. Однако, мученица она по собственной воле. Выходя на суд общества, гордо подняв голову, она обрекала себя на ненависть и отвращение.

Анна, красивая женщина из высшего света, отреклась от всего ради своей любви. И жизнь ее превратилась в кошмар. Нет, это не тот ужас, когда все идет совсем не так, как следовало бы, и не несчастье семьи, которые сваливаются ежедневно на неудачную пару. Адом стала ее собственная душа, а совесть — жесточайшим из судей.

Конечно, кроме Анны в романе множество людей с трагическими судьбами. Алексей Александрович, персонаж хотя и противоречивый, вызывает жалость и сочувствие. Мученик? Да, безусловно. Пусть способы пережить жестокий удар его немного даже комичны, но он смог удержаться несмотря на отчаяние.

Но трагедия его уже не столько из-за потери и предательства любимого человека, сколько от унижения. Мучается он главным образом из-за того, насколько больно Анна сделала его гордости, самолюбию. Изменять жене — он, человек светский и порядочный, никогда себе подобного не позволял, поэтому связь Анны с Вронским так глубоко ранила его. Унижения прощаются мучительно.

Трагедия человеческих судеб, их замысловатые переплетения, жизнь и смерть — все это темы вечные, они всегда будут актуальны. Ведь никогда ни один человек не сможет удерживать счастье на протяжении всей жизни. Каждый человек по-своему мученик и все судьбы на определенном этапе трагичны.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



«И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия…» (По романам Гончарова «Отцы и дети» и Толстого «Анна Каренина»)