Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. Сам автор говорил о романе «Мастер и Маргарита»: «Пишу роман о дьяволе». Традиции же Гоголя ярче всего проявились именно в этом произведении писателя.
Например, у Гоголя в «Мертвых душах» окрестности города N предстают перед нами как ад
Еще у Булгакова есть такой важный момент, как описание луны в небе. Герои постоянно смотрят на луну, и она как бы подталкивает их на какие-то мысли и поступки. Иванушка бросил писать стихи,
Или вспомним сцену бала сатаны. Это уже явно скопище чертей. Хотя нет, не совсем чертей — скорее «мертвых душ». Конченые люди, уже даже и не люди — нелюди, нечисть, мертвецы. Булгаков как бы продолжил Гоголя: те мертвые души, которые Чичиков собирал, чтобы «воскресить», здесь собраны и оживлены. У Булгакова главное условие оживления, воскрешения души — вера. Воланд говорит голове Берлиоза: «Есть среди них (теорий) и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». После чего Берлиоз уходит в небытие. Он никогда после смерти не попадет на бал Воланда, хоть и грешил достаточно, дабы быть затем гостем на этом жутком торжестве, да и убит он был посредством его происков. Вот способ воскрешения души, который предлагает Воланд: каждому будет дано по его вере. И этот способ оказывается самым действенным из всех, предложенных и Гоголем, и Булгаковым.
Есть здесь еще один момент глобального сходства — игра в шахматы Воланда и Бегемота напоминает партию в шашки Ноздрева и Чичикова. Бегемот тоже жульничает. Его король по подмигиваниям «понял, наконец, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил ее на клетку и убежал с доски». Но тем самым Бегемот, в отличие от Ноздрева, признает свое поражение. Эту игру можно рассматривать как символический поединок между добром и злом, но зло из-за «предательства» Бегемота побеждает.. Это скрытый намек на предательство Пилата и распятие Иешуа. Но зло не царит в мире безраздельно, и серебристая лунная дорога символизирует собой вечность добра.
Вот вкратце, пожалуй, те основные параллели, которые можно провести между «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя и романом Булгакова «Мастер и Маргарита», созданным значительно позже, однако обладающим той же силой воздействия на читателя, что и великое творение русского гения XIX века.
Рекомендуется к прочтению:
- Гоголевские традиции в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова
- Тема религии в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Значение эпиграфа в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Таинственные события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Авторская позиция в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
- Обыватели тридцатых годов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Смысл романа герой нашего времени.
Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»