Гоголевские мотивы в романе Ивана Тургенева "Отцы и дети"
Роман "Отцы и дети" написан Тургеневым в начале 60-х гг. XIX в. Так как любое произведение – это дитя своего времени, то особого внимания заслуживает литературная и общественная жизнь того периода истории: ожесточенные дискуссии по поводу отмены крепостного права и перспектив дальнейшей жизни России происходили не только в деревнях и селах, но и в богато убранных гостиных. Это событие всколыхнуло общество, спровоцировало еще большее разделение либералов и консерваторов и появление новых общественных течений, в частности,
Необходимо отметить, что значимым событием в литературной жизни страны также стало возникновение двух основных направлений: так называемых, пушкинского и гоголевского.
Последователями А.С. Пушкина были в большинстве своем романтиками, этому течению было свойственно высокое стремление мыслей, а центром всех произведений было описание дворянской жизни,
Продолжатели же традиций Н.В. Гоголя, наоборот, ставили в центр читательского внимания не дворянина, а мещанина, чиновника с его мелкими каждодневными заботами, однако не забывая подчеркнуть интересные стороны его характера, быт и нравы чиновничеств вообще. Это направление получило название "натуральной школы".
"Отцы и дети" – достаточно ранний роман Тургенева. Возможно, к этому времени писатель не сформировал до конца свои художественные принципы, поэтому в произведении прослеживается влияние обоих направлений.
В чем же заключаются особенности гоголевского направления в романе? Помимо описания жизни человека недворянского типа мышления, можно отметить, что основным мотивом произведения является мотив путешествия. В соответствии с поездками двух товарищей, Аркадия и Евгения, выстаивается сюжет. Как и в описании путешествия Чичикова в поэме "Мертвые души", здесь прослеживается определенная сюжетная линия: постепенный разрыв отношений между двумя поколениями. С начала романа молодые люди предстают добрыми друзьями, а потом, к моменту их последней встречи, они едва переносят друг друга.
Итак, с первой главы угадываются гоголевские мотивы. Это описание трактира, в котором ждет своего сына Николай Петрович Кирсанов. По скупым описаниям, по уменьшительно-ласкательным суффиксам ("крылечко", "скамеечка") мы сразу узнаем ироничные гоголевские заметки о состоянии постоялых дворов в России. Как и в "Мертвых душах", перед глазами читателя появляются сначала лошади и тарантас, а потом только – Евгений и Аркадий.
По дороге к поместью Кирсановых героям попадаются мужики, одетые в тряпье, погоняющие тощих кобыл, перед глазами встают невеселые картины: жалкие домики, чахлые деревья, старенькие церквушки, пустые гумна и отворенные сараи.
Это отчетливая реминисценция, в памяти сразу всплывают описания деревень в "Мертвых душах". Это ощущение усиливается, когда мы вместе с героями въезжаем на холм, и перед нами открывается вид на поместье. Читатель подсознательно чувствует, что Марьино на самом деле та же Маниловка. И автор поддерживает эту идею описанием проектов Николая Петровича: до боли знакомы и пруд, и беседка, и даже пристройка.
Размышления Аркадия напоминают лирические отступления Гоголя о судьбе России и каждого человека в отдельности. Этим юноша сразу же завоевывает расположение читателя.
В описании Павла Петровича гоголевская манера проявляется в том, сколь большую роль играет в его образе деталь. И щегольская одежда, и лаковые полусапожки, и особенно холеные руки почти сразу формируют в сознании образ этого героя.
На аналогию с гоголевским "Ревизором" наводит присутствие в романе "Отцы и дети" таких персонажей, как Ситников и Кукшина. Эти мелкие люди с необыкновенно высоким самомнением ведут рассуждения о либерализме, женском труде, не обладая достаточными знаниями, чтобы позволять себе подобные разговоры. Они очень напоминают пустышку Хлестакова, любителя состроить из себя не того, кем он является. Общее впечатление подтверждает интерьер, безвкусица в меблировке, разбросанные и даже не разрезанные журналы, лежащие для создания видимости учености и просвещенности. Это "господа нигилисты", которым нравится все отрицать, потому что это модно, и нравится, напившись с утра шампанского, сиплыми голосами орать препротивные песни. Кукшина и Ситников с успехом совмещают многие пороки чиновничьего мира "Ревизора": суетливость и бестолковость Анны Андреевны и Марьи Антоновны, преувеличенное самомнение чиновников, показное бахвальство Хлестакова.
Как и поэму Гоголя, роман Тургенева можно считать и социально-психологическим, и семейным, и философским произведением. Основная идея автора – показать тип нигилиста, но в то же время – возвести сатиру на псевдонигилистов в стиле Гоголя.
Итак, мы видим, что в "Отцах и детях" прослеживаются определенные мотивы, выраженные, главным образом, в построении действия и в сатирическом описании. Можно сказать, что это произведение встало в один ряд с творениями самого Гоголя, а в чем-то даже, быть может, превзошло его.
Рекомендуется к прочтению:
- Проблема поколений в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети»
- Сатирические мотивы и их роль в романе Тургенева "Отцы и дети"
- Роль истории княгини Р. как композиционный прием в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети»
- Сочинение «Отцы» и «Дети» в романе Ивана Тургенева
- Женские образы в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети»
- Сочинение по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети»
- Господин из Сан Франциско проблема.
Гоголевские мотивы в романе Ивана Тургенева "Отцы и дети"