Евгений Замятин и его роман “Мы”
Особенность личности Е.И. Замятина можно охарактеризовать так: он был очень русский человек. Его отношение к стране варьировалось от обожания до ненависти, что говорило о том, что писатель глубоко понимал современную ему действительность.
В 1917 г. Замятин вернулся из Англии обратно в Россию, застав страну в разгар Октябрьской революции, повсеместной разрухи и страшного голода. В этот период писатель сблизился с Горьким и активно участвовал в спасении культуры – работе издательства “Всемирная литература”, Дома искусств,
Неоднократно роман был назван критиками карикатурой на социалистическое общество, кратким конспектом возможного будущего, если развитие общества пойдет не по правильному руслу. Роман писался в Петрограде в период военного коммунизма, в атмосфере жестокости, насилия и светлой веры в возможность почти мгновенного достижения счастливого коммунизма. И писатель своим сюжетом, очевидно, просто насмехался над современными ему теоретиками светлого будущего.
Сильные мира сего, по роману,
Писатель здесь раскрывает серьезнейшую проблему: борьбу против человека якобы для его же блага. Он обличает разрушающий человечность фанатизм, низвергает идею необходимости для народа жестокого пастыря, призванного управлять им; подчеркивает идентичность тирана, силой подавляющего волю народа, и обожествленного правителя, которому народ подчиняется, делая это столь же безвольно.
В антиутопичном Едином государстве романа “Мы” нет имен, только “нумера”: Д-503, О-90; их быт очень символично ограничен Зеленой Стеной, так же как ограниченна и их жизнь. “Блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем”. Но поскольку завидовать нечему – все одинаково, все подчинено единой схеме, то блаженство вроде бы должно быть бесконечным. Нумерам с самого рождения внушали, что счастье – это, будучи граммом, “почувствовать себя миллионной долей тонны”, то есть происходило сознательное и принудительное уничтожение личности, свободы мысли и выбора; ребенка отдаляли от родителей и насыщали только полезной информацией. Им говорили, что такое счастье, как надо жить – и они беспрекословно верили. Таким образом, создавалось стадо, но даже не животных, а механизмов, роботов, лишенных элементарных понятий о любви – к ближнему, к родителям, детям, природе, искусству, любых эстетической красоты.
Замятин создал роман-предупреждение, в котором наглядно показал, как опасно уверовать в то, что существует всеобщее счастье, поскольку в этом случае общество превращается в массу фанатиков, лишенных индивидуальности, происходит деление на класс бездумных рабов и класс благодетелей, верхушки, пользующейся ими для собственной выгоды.
Нельзя говорить о том, что Замятин негативно относился к новому строю России, к тем преобразованиям, которые в ней происходили. Писатель, несомненно, любил новый облик своей страны, но видел своей писательский и гражданский долг в том, чтобы показать общественности больные места, язвы нового времени с целью их дальнейшего излечения, а не сочинять хвалебные оды в ее честь (таких авторов, и искренних, и лицемерящих, вполне хватало).
Рекомендуется к прочтению:
- Роман-предостережение (Евгений Замятин. «Мы»)
- Евгений Замятин. Роман “Мы”
- Евгений Замятин. “Мы”
- Краткое содержание Мы (Евгений Иванович Замятин)
- «Евгений Онегин» — роман, в котором «отразился век и современный человек»
- Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни»
- Ахматова Не с теми я кто бросил землю.
Евгений Замятин и его роман “Мы”