«Его стихов пленительная сладость» (анализ элегии Жуковского «Вечер»)
Предметом раздумий поэта становится душа, подверженная тревогам и заботам общества, испытывающая его воздействие, но всегда устремленная к таким началам жизни, которые выше и значительно чище житейских интересов и мирской суеты. Тем самым Жуковский в своем задумчивом уединении как бы приподнимается над прозой жизни и обращается к безусловным ценностям, свободным от постороннего вмешательства и отвлекающей игры сиюминутных страстей. Наконец, оставаясь наедине с природой, он находит в ней молчаливого и внимающего ему собеседника,
Наиболее полным и глубоким выражением этих художественных исканий стала знаменитая элегия «Вечер». В стихотворении передано мироощущение человека новой эпохи, который начал понимать, что «почестей исканье», жажда славы, успех в свете или у женщин, доставляющие часто удовольствие и тешащие самолюбие, — всего лишь преходящие и тленные блага, а предназначение человека в мире неизмеримо выше и значительнее.
Стихотворение развертывается как единая «музыкальная» тема, соответственно потоку переживаний, нахлынувших на автора.
Жуковский, описывая природу, стремится не только ее одушевить, найти в образах природы созвучное своей душе, но и передать через них именно свое, личное восприятие и конкретное психологическое переживание.
Элегия «Вечер» начинается описанием ручья:
Ручей, виющийся по светлому песку
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!
Жуковского совсем не интересует, широк или узок ручей, глубок он или мелок. Он отвлекается от так называемых предметных признаков, но его привлекают признаки эмоциональные, воздействующие на душу: «тихая… гармония», «сверкание». Прямые значения слова у Жуковского почти не употребляются. «Тихая… гармония» — это и лишенная тревог, безмятежная, и умиротворенная, доставляющая умиление, внутреннее удовлетворение (она «приятна»).
Создавая картины природы, поэт говорит одновременно о своих переживаниях и передает настроение, каким охвачена его душа. И мы понимаем, что не только ручей обладает «тихой… гармонией», но и душа поэта в эту минуту «светлая» (даже предметные эпитеты, втягиваясь в словесный поток, получают эмоциональную окраску) и «гармоничная». Она пол на «гармонией» и «сверканием».
Внешний мир предстал не чем-то посторонним поэту, не в своем «всеобщем» значении, но увиденным в момент духовного слияния с природой, в момент пробуждения поэтического вдохновения. Недаром сразу же после описания ручья Жуковский обращается к своей музе: «Приди, о муза благодатна…»
Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской поэзии легко и свободно.
Жуковский пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки и так организовал поэтическую речь, что от начала до конца стихотворение звучало непрерывной песней, поддерживаемой общими мотивами, скрепляемой повторами, ассоциациями, вопросительными и восклицательными интонациями.
Название стихотворения стало символическим: вечер природы обернулся «вечером» души, а картина природы преобразилась в «пейзаж души».
Рекомендуется к прочтению:
- Анализ стихотворений Жуковского «Море» и «Вечер»
- Каковы основные мотивы романтических стихотворений Жуковского «Море» и «Вечер»
- Анализ стихотворения Жуковского “Море”
- Анализ стихотворения Василия Жуковского «Невыразимое»
- Анализ стихотворения Василия Жуковского «Ночь»
- Анализ стихотворения Жуковского «Весны приход»
- Краткое содержание Записки о Шерлоке Холмсе.
«Его стихов пленительная сладость» (анализ элегии Жуковского «Вечер»)