Две морали в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия.
Преступление занимает одну часть романа, а наказание — пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях.
В своем романе Достоевский показал один из путей к достижению истины. Мы можем видеть другие пути исканий, поиска истины, например, в эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Достоевский был религиозным человеком, и смысл
С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому, что он совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их «тварями дрожащими», а себя, возможно, избранным, «право имеющим». По Достоевскому, преступление Раскольникова в том, что он осмелился нарушить христианские заповеди в мыслях, а убийство — это преступление перед Богом.
Достоевский подробно исследует
Достоевский не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разубедиться. Для того чтобы истина восторжествовала, автор следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Раскольников смог понять ошибочность своей теории и возродиться к новой жизни только через страдание. Так Достоевский показывает необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни.
Совершив убийство, Раскольников испытывает чувство «разъединенности с человечеством». Раскольников принужден сам на себя донести, чтобы хотя и попасть после этого на каторгу, зато примкнуть к людям. Убийство провело между людьми и Раскольниковым непреодолимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Раскольников не смог порвать с людьми.
Отчуждение от людей — неизбежный результат преступления Раскольникова. Он страдает оттого, что мать и сестра его, убийцу, любят. И тогда Раскольников идет к Соне, такой же грешнице, как он считает. Та помогает ему обрести смысл жизни, покорив его душу своим долготерпением, смирением и любовью к ближнему.
Для Сони (и для Ф. М. Достоевского) смысл жизни — в христианской любви, в сочувствии, в сострадании человека человеку. Она никому не навязывает свои убеждения, она лишь живет по своей морали. Раскольников самостоятельно приходит к Богу, убеждается в правильности Сониной теории: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? »
Рекомендуется к прочтению:
- Главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание»
- Трагедия Родиона Раскольникова в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
- Критика индивидуалистического бунта в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
- Христианские мотивы в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
- Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)
- Теория Родиона Раскольникова и ее крушение в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
- Аксенов остров крым как современная антиутопия.
Две морали в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»