C4. В чем сходство и различие пейзажной лирики А. С. Пушкина и стихотворений о природе, созданных последующими поэтами?
А. С. Пушкин в своей поэзии передал нам, читателям, восхищение бесконечностью природы, ее покоем и гармонией. С детства помним мы яркие строки стихотворения «Зимнее утро», в котором нарисована прекрасная картина русской природы:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит…
Очень похожа на пейзажную лирику А. С. Пушкина поэзия А. А. Фета, которого интересовали в природе переходные состояния, тонкие и трудноуловимые их оттенки. Вспомним классический образец его пейзажной лирики, стихотворение
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
А вот мир природы в поэзии Ф. И. Тютчева предстает по-другому. Если Пушкин в элегии «Погасло дневное светило…» лишь соотносит волны океана с душевными волнениями лирического героя, сохраняя грань, существующую между природой и человеком, то у Тютчева эти грани разрушены:
Дума за думой, волна за волной-
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе…
Рекомендуется к прочтению:
- Внутреннее сходство и различие Пушкина и Онегина
- Своеобразие пейзажной лирики Афанасия Фета
- Автор и его герой в романе “Евгений Онегин”. (Сходство и различие в характерах автора и его главного героя )
- Сходство и различие Евгения Онегина и Григория Печорина
- Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило…»
- Основные мотивы лирики Пушкина
- Лопахин в пьесе Вишневый сад.
C4. В чем сходство и различие пейзажной лирики А. С. Пушкина и стихотворений о природе, созданных последующими поэтами?