Будущее человечества
(1 вариант)
Богом быть трудно. Практически невозможно. Как, впрочем, немыслимо сложно заглянуть в будущее и узнать, что там происходит на нашей Земле, такой маленькой и беззащитной перед Вселенной. Ничто так сильно не интересует человека, как будущее его семьи, детей, страны, цивилизации. Наверное, поэтому так увлекательна и многочисленна научно-фантастическая литература. Писатели-фантасты придумывают разное будущее, из многих вариантов которого нам только остается выбрать тот, который больше понравился. Я выбираю братьев
Один из них – астроном, другой – востоковед-японист. Наверное, поэтому их фантазии обращены к звездам и земной мудрости. Они с изрядной долей сарказма по отношению к настоящему (почти как Салтыков-Щедрин) придумали свое будущее. Интересно, что в шестидесятые-восьмидесятые годы в кругах интеллигентов их произведения считались едкой социальной сатирой на социалистический образ жизни. Для меня же их книги – фантастика, но фантастика предостерегающая: «Берегись, в будущем вырастает то, что ты посадил сегодня».
Земля новой эры Стругацких – высокоразвитая цивилизация. Усовершенствованы
Стругацкие показывают опасность чужеродных инъекций с двух сторон: вторжение землян в жизнь и историю других планет («Трудно быть Богом», «Обитаемый остров») и присутствие на Земле иной цивилизации, то есть Странников («Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»).
В первом случае благие начинания землян оборачиваются трагедией и для них самих, и для тех, кому эта помощь была предназначена. Попытка цивилизации высокого уровня искусственным путем поднять до себя цивилизацию неразвитую оборачивается бедой. Об этом идет разговор между двумя умными людьми в книге «Трудно быть Богом». Один из них, Румата, – прогрессивный человек из будущего – говорит Будаху – мудрецу из рыцарских времен: «Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим?» На что Будах говорит: «Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными… или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой». Румата, посланный спасать чужую цивилизацию от невежества, отвечает: «Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать».
Получается, умники из будущего не могли понять, что для того, чтобы цивилизация существовала, ей необходима история, состоящая из историй каждого отдельного поколения и индивидуума. Земля многое испытала на себе до сегодняшнего дня: природные катаклизмы, кровавые войны и революции, научно-технический прогресс, обернувшийся огромной озоновой дырой в атмосфере. Много пришлось испытать и человеку. Но мы живем, ощущаем себя землянами и гордимся этим перед Вселенной, о чем готовы сказать любому встречному инопланетянину.
Кстати, о пришельцах. Более умные, чем люди, Странники в своих целях используют Землю и ее население. Не из злых побуждений, а совершенно не задумываясь о реакции нормальных людей, они занимаются своими делами, но несколько необычным образом. Это сеет неразбериху и путаницу, люди теряют способность контролировать происходящее. Странники порядком навредили землянам, правда сообщив, что они всегда готовы прийти на помощь. Неизвестно, была бы их помощь полезной.
«А муравьи-то перепуганы, а муравьи-то суетятся, переживают, жизнь готовы отдать за родимую кучу, и невдомек им, беднягам, что жук сползет в конце концов с муравейника и убредет своей дорогой, не причинив никому никакого вреда… А если это не «Жук в муравейнике»? А если это «Хорек в курятнике»?..» – говорит еще один умный человек по поводу вторжения Странников.
Если не брать масштабов Вселенной, то примеров вторжения инородцев в менее цивилизованную среду на Земле можно вспомнить много. Открытие Америки, повлекшее за собой истребление коренного населения. Аборигены Миклухо-Маклая, не сумевшие справиться с плугом. Гуманитарная помощь отсталым странам, спровоцировавшая спекуляцию. Значит, люди были не готовы принять чужую цивилизацию. Их уровень развития, нравственные устои диктовали им собственный путь. Генетически в человека заложено усваивать то, что достигнуто своим трудом. Только в этом случае он растет и совершенствуется. Человек сам должен управлять своим настоящим, радоваться новому достигнутому уровню. Строить свою историю. Человек будущего появится не с помощью НТР. Как сказали Стругацкие: «Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой, а прорывы в нее пока удручающе редки и неуверенны, и их без труда, почти автоматически душит непроворотная толща педагогики старой». Самовоспитание – начало новой педагогики, А воспитать в себе нового человека можно и без постороннего вмешательства.
Будущее. Что оно для писателя-фантаста? Это то, что вырастает из сегодняшнего дня под влиянием прогресса. Для обычного человека будущее – это любое завтра. Для мировой истории будущим был каждый день. Я живу днем сегодняшним, обычным для мировой истории, наверное, не очень интересным для писателя-фантаста. Но я знаю, что все, совершенное сегодня, вчера для меня было будущим, а завтра я испытаю последствия вчерашнего будущего. И моя маленькая история сложится с историей Земли. Мой скромный сегодняшний день станет земным Настоящим. Вместе со всем человечеством я попытаюсь заглянуть в наше Будущее, жизнь в котором зависит от того, что мы для него сделаем.
Богом быть трудно. Так «оставь нас и дай нам идти своей дорогой».
(2 вариант)
Каждый человек в своей жизни не раз задумывается о будущем. Так было всегда. В трактатах многих философов древности мы можем встретить их предсказания грядущего. Интерес к будущему не угасает и по сей день. Люди всегда остаются людьми, и новейшие открытия науки только повышают эту тягу к знаниям. Ведь чем больше мы узнаем, тем больше остается скрытого, неизвестного и загадочного.
Литература и искусство всегда были и остаются зеркалом человеческих мыслей, чувств и стремлений. Поэтому такая важная тема не могла не найти отражения в произведениях искусства. Вспомним, например, живописные произведения авангардистов: автопортрет Пикассо, «Черный квадрат» Малевича. Обратимся к современной музыке: музыке Мессиана и Долебровской.
Уже само слово «авангард» говорит об их творчестве. Они, идущие впереди, уже сделали шаг в будущее.
Не всегда современники способны оценить и понять их творчество, но люди будущего, безусловно, примут его как свое. Почти в каждом литературном произведении можно увидеть элементы прогноза будущего. Но, бесспорно, самым ярким отражением мыслей о предстоящем является фантастика. В современной фантастике перед читателем проходит череда совершенно нереальных, порою даже чудовищных, часто доходящих до абсурда образов. Поэтому мы остановимся на произведениях научной фантастики.
Не раз уже случалось так, что предсказанное в книгах сбывалось. Вспомним произведения Жюля Верна: полеты на Луну и путешествия в подводном мире стали почти повседневными. В научной фантастике о будущем можно выделить две большие группы: произведения-утопии и антиутопии, то есть положительные и отрицательные прогнозы будущего.
В произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу, главный герой совершает путешествие в описываемое будущее. В его рассказе об увиденном – ретроспектива всего, что было написано о предстоящих временах.
Уже в самом начале путешествия герой замечает, что Земля разделена на два мира неразрушимой стеной: мир утопии и мир антиутопии. Эта стена остается на планете до «конца света». На «Земле Положительно Программируемого Будущего» герой встречает мальчика, совсем еще маленького ребенка. После недолгой беседы с ним герой думает: «Неужели дети будут такими – послушными и невозмутимыми, мыслящими стандартными фразами?» А ведь это – положительное предсказание!
Герои многих произведений польского писателя Конрада Фиалковского – тоже молодежь, студенты. Но они совсем другие: живые и непосредственные, радостно и с надеждой смотрящие в будущее. Но и на их долю выпадают сложные испытания.
Герои рассказа «Нулевое решение», Эми, Корот и Нор, попадают в катастрофу на лунной станции. Отрезан путь к запасам кислорода, нет связи с главной базой.
В этой экстремальной ситуации раскрываются неожиданные черты характера каждого: смелость и решительность Нора, самообладание и выдержка Эми, трусость Корота. Но, как и свойственно людям, они не осознают опасности до конца, думают о привычных вещах: «Так что же мы будем делать?! На будущей неделе мне нужно быть на семинаре…» – говорит один из них.
Но постепенно героев охватывает паника, они не могут найти выход из сложившегося положения… «Хватит необдуманных решений!» – вдруг раздается голос на станции…
Оказывается, что сложное испытание, выпавшее на долю героев, не что иное, как проверка, экзамен. Так как Эми, Корот и Нор не внесли конструктивных идей, их группу отнесли к «группе нулевых решений». Учитель ребят сказал им на прощание: «В космосе… нельзя ошибаться. Каждая ошибка – последняя. На экзамене еще можно ошибиться раз. Один раз». Это произведение было написано до того, как человек вышел в космос. А ведь сколько космонавтов погибло из-за необдуманных решений.
Место человека во Вселенной – основная тема рассказов Фиалковского. Она звучит и в других его произведениях. Писатель задумывается о том, что человечество не одиноко в космическом пространстве. «Ты когда-нибудь задерживался, чтобы посмотреть на воробьев? Наверно, нет. Они слишком распространены, чтобы обращать на них внимание… и, как знать, может, мы и есть такие воробьи в нашей Галактике…» – размышляет один из героев. Когда-нибудь настанет время, и человечество достигнет таких’ вершин знания, что люди смогут покорить время и пространство, встретить «братьев по разуму».
И тогда перед человечеством встанет вопрос: имеем ли мы право, изменяя что-то в прошлом, тем самым влиять на будущее. Имеем ли мы право вмешиваться в ход истории других планет, строя жизни их обитателей по своим меркам и понятиям?!
Об этом и рассуждают Аркадий и Борис Стругацкие в романе «Трудно быть Богом». Трудно быть Вершителем: решать судьбы людей и нести ответственность за последствия. Жизнь на планете, о которой рассказывают Стругацкие, не всегда укладывается в схемы, разработанные на Земле, в пыльных кабинетах, вдали от непредсказуемой реальности чужих планет.
Что делать герою, если нет руководства в учебнике?! Ответ один. Нужно действовать по велению сердца, души. Поэтому Румата Эсторский, или Антон на Земле, так долго не может оправиться от глубоких переживаний, вернувшись домой.
В этом чужом для человека мире герой приобрел прекрасных друзей, талантливых и добрых. Там он полюбил девушку. Румата хотел увезти ее на Землю, подальше от жестокостей суровой планеты, но она погибла, вдохнув лишь немного светлого счастья с любимым человеком.
Любовь двух существ с разных планет доказывает, что во Вселенной одинаково важны такие человеческие качества, как любовь и дружба, верность и преданность, справедливость и доброта. Потому человечество должно стараться пронести в будущее все светлое и прекрасное, накопленное веками, а пороки оставить в прошлом.
Этой мыслью пронизаны все произведения И. Ефремова. В своей повести «Сердце Земли» фантаст повествует о людях, затерявшихся в просторах космоса из-за поломки двигателей. Эти люди почти идеальны, все они ведут себя честно и благородно, самоотверженно. Конечно, обычный человек не может быть безупречным, но к идеалу нужно стремиться.
Посланниками Земли в другие миры должны быть ее лучшие люди. Почему же человеку не дано знать свое будущее? Наверное, потому, что человек должен идти по пути самоусовершенствования, с каждым шагом поднимая перед собой планку намеченной цели все выше и выше, стараться достигнуть максимально возможного. Потому что трудно жить в постоянном страхе перед неизбежными опасностями в грядущем. Потому что радость успеха не будет полной, если знать о нем заранее. И потому что трудно жить и быть обреченным на что-то, пусть самое прекрасное, но неизбежное!
(3 вариант)
Человек всегда задумывается о том, что его ждет в будущем. Еще в древности во всех странах пользовались услугами гадалок, прибегали к колдовству, надеясь узнать свою судьбу. Многие писатели стараются заглянуть в будущее, чтобы понять, что ждет человечество. Каждый представляет это по-своему. Возникают произведения, описывающие целые миры отдаленного будущего со своими законами, обычаями, порядками. Но люди всегда верили в лучшее. Человечество было уверено, что оно бессмертно, что его не уничтожат никакие войны, что будущее будет счастливым. Еще в XVI веке Томас Мор в своем произведении «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства, или О новом острове Утопия» создал идиллическую картину жизни.
Но в XX веке мировоззрение людей стало меняться. Первая мировая война, создание все более совершенного оружия массового уничтожения доказали хрупкость окружающего мира. Человечество поняло, что его можно быстро истребить, и вера в бессмертие была разрушена. Наступил кризис, отразившийся во всех областях искусства, в том числе и в литературе.
Мнения писателей о судьбе человечества разделились. Одни продолжали писать в жанре утопии. Картину идеального мира рисует Станислав Лем. В его произведениях, например «Солярис», «Эдем», материальные блага не являются главной целью в жизни людей. Каждый может иметь любую вещь, какую ему захочется. Даже на день рождения взрослому человеку дарят чаще всего не подарки, а цветы. Смысл жизни этих людей в заботе о человечестве, в совершенствовании самих себя. Они совершают открытия, осваивают космос, пытаются вступить в контакт с другими цивилизациями. Сама работа, возможность приносить пользу доставляет им радость. Но Лем сразу же предупреждает, что события происходят в отдаленном будущем, принципы жизни этих людей сильно отличаются от современных. И чтобы воспитать таких честных, благородных и бескорыстных людей, потребовалась много столетий. Так что если такое общество и возможно, то в очень отдаленном будущем.
В XX веке стал развиваться также и жанр антиутопии. После того как люди осознали, насколько легко можно уничтожить человечество, возникли многочисленные произведения-предупреждения. Раскрывается другая перспектива развития.
В одном из произведений Стругацких возникает такой образ фантастической реальности: высокая стена разделяет Землю на две части. С одной стороны, существует мир, изображенный писателями-утопистами. На протяжении многих веков он меняется в соответствии с представлениями людей о счастье. С другой стороны стены – мир антиутопии, где постоянно идут войны, погибают цивилизации. Это своеобразная пародия на многочисленную литературу о будущем. Но, по-моему, антиутопии более разнообразны, чем утопии, ведь они отражают страхи человечества, а каждый новый кризис в обществе вызывает испуг.
В начале XX века, когда технический прогресс входит в жизнь людей, растут города из стекла, бетона и железа, появляется опасность сделать человека лишь деталью машины, частью громадного механизма общества. Об этом пишет Е. Замятин в романе «Островитяне». Он изображает английское мещанство, чье механическое существование доведено до совершенства. Например, у викария Дьюли на стене висит «расписание часов приема пищи; расписание дней покаяния…; расписание пользования свежим воздухом; расписание занятий благотворительностью…». У людей нет души, нет эмоций. Существует только холодный расчет.
После Октябрьской революции в России начинают строить новое, социалистическое государство. Замятин постоянно сталкивается с насилием, жестокостью, человеческая жизнь не ценится, личность полностью подчинена государству, ей не оставляют права на свободный выбор. Именно тогда был задуман роман «Мы». Это антиутопия, предупреждающая о том, что может произойти с человеком в мире, где счастье достигнуто ценой упразднения свободы, уничтожения индивидуальности. Построен гигантский муравейник, где люди живут, работают, но не задумываются над смыслом своего существования.
Но технический прогресс неизбежно продолжает развиваться. И в середине XX века известный американский писатель Рэй Бредбери создает роман «451° по Фаренгейту». Здесь люди уже не похожи на машины. Наоборот, они практически не работают, живут так, как хотят, они индивидуальны, но утрачены моральные ценности. Люди напоминают машины не внешне, а внутренне. Они не умеют и не хотят задумываться над окружающей действительностью. У них нет привязанностей, им никого не жаль, поэтому растет жестокость. Родители не заботятся о своих детях. Зачем? Ведь существуют машины, которые вымоют малыша, накормят его, расскажут ему сказку. Родителями для детей становятся машины. Поэтому в рассказе «Вельд» дети убивают своих отца и мать, которые хотели отключить эти машины.
В конце XX века перед человечеством возникают новые проблемы: угроза экологической катастрофы, бездуховность людей, все большее их ожесточение. Все это находит отражение в романе И. Ефремова «Час быка». Писатель на примере планеты, где ресурсы использовались неразумно, а люди не были главной ценностью в обществе, предсказывает возможную катастрофу Земли. Но, в отличие от многих других писателей-фантастов, он предлагает пути выхода из кризиса. Он считает, что нужно начинать с воспитания самого человека, чтобы он чувствовал себя настоящим хозяином своей планеты и бережно относился к ней.
Проблема воспитания человека затронута и в повести Стругацких «Трудно быть Богом». Главный герой этого произведения понимает, что сделать человека счастливым нельзя. Он сам должен построить свое счастливое будущее. Ему можно только помочь, но не делать этого за него.
Будущее начинается в настоящем. Люди сами создают его, хотя жить в нем будут только их потомки. «Будущее создается нами, но не для нас». Так говорил один из персонажей романа «Хромая судьба». Писатели-фантасты, изображающие различные возможные в будущем миры, пытаются помочь людям сделать лучше настоящее. Они дают советы, предостерегают от возможных ошибок. Я думаю, что это основная задача научной фантастики. А будущее зависит от людей, которые живут сегодня.
Рекомендуется к прочтению:
- Как я представляю будущее человечества
- Будущее человечества (по роману Евгения Замятина «Мы»)
- Сочинение на тему: Мы в ответе за будущее планеты
- Сочинение-размышление на тему: «Что такое будущее?»
- Мое будущее – моя профессия
- Будущее начинается сегодня
- Небо аустерлица отрывок.
Будущее человечества