Бенуа «Погоня. Фронтиспис к отдельному изданию поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”»

Картина А.Бенуа «Погоня. Фронтиспис к отдельному изданию поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» необычна тем, что кроме того, что интересна сама по себе как художественное произведение, она представляет собой иллюстрацию к бессмертной поэме гения русской литературы.

Немногие знают, что на самом деле памятник Петру I, стоящий в Санкт-Петербурге на Сенатской площади, выполнен скульптором Э.Фонтане из бронзы. И неофициальное название – «Медный всадник» – он получил после выхода поэмы А.С.Пушкина.

Кроме того, интересна история, почему

А.Бенуа пришел к иллюстрации пушкинской поэмы. Здесь стоит взглянуть на исторический контекст. Год создания картины – 1905. Начало первой русской революции. Слом исторических эпох. Страна стоит накануне других великих потрясений. И в этом контексте ее столица воспринимается как средоточие всего негатива, который несет с собой агонизирующий режим власти, чиновничества, военщины.

Поэтому А.Бенуа захотелось «реабилитировать» образ Петербурга, в том числе и на материале поэмы А.С.Пушкина. Поэтому художник взялся за перо, тушь, акварель, чернила – те материалы, при помощи которых создавалась картина.

Фронтиспис

– это рисунок, который печатается на титульном развороте издания, задавая тон всем дальнейшим иллюстрациям. Поэтому тема бегства Евгения по ночному Петербургу от «Медного всадника» является ключевой и в самой поэме, и в иллюстрациях к ней.

Черно-белая палитра картины абсолютно приемлема для действия, разворачивающегося ночью. Евгений, разгневавший до этого «Медного всадника», сам того не ведая, «оживил» его и теперь пытается убежать из-под копыт скачущего на коне Петра.

Лица Евгения не видно – оно находится в тени и почти не прорисовано художником. Зато вся его фигура передает те чувства неописуемого страха и животного ужаса, которые испытывает пушкинский герой. Он так несется со всех ног, что кажется, уже падает и вот-вот попадет под копыта коня.

Сам же «Медный всадник» изображен в своей классической позе – в такой же, как и у памятника на Сенатской площади. Таким образом, понять, действительно ли всадник на коне гонится за Евгением или это плод его больного воображения, не представляется возможным. Зато легко угадывается знаменитая петербургская архитектура, воссозданная художником на дальнем плане картины. Сквозь тучи проглядывает луна и отбрасывает страшные, зловещие тени от фигуры и Евгения, и всадника.

Все эти ощущения страха и нереальности происходящего переданы А.Бенуа очень четко и ярко подчеркивают трагизм пушкинской поэмы, отношений маленького человека с большим городом.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Бенуа «Погоня. Фронтиспис к отдельному изданию поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”»