Анализ стихотворения Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума»
Стихотворение А.С.Пушкина “Не дай мне бог сойти с ума” написано в 1833 году, критики относят его к ряду стихов, отражающих трагическое мировоззрение последних лет жизни поэта. Яркое и эмоциональное начало сразу привлекает внимание читателя. В этом неоднозначном произведении сразу видны метания и переживания человека о свободе.
Трудное время, в период которого написано это стихотворение, заставляло многих поэтов быть предельно осторожными с высказываниями или замолчать вовсе. Однако Пушкин очень красноречив и смел, хотя сам неоднократно
В произведении чувствуется настроение автора, который тяготится пребыванием во враждебном ему обществе. Все стихотворение построено как обращение к самому себе, внутренняя беседа.
В своем произведении автор размышляет над безумием и боится его – величайшее из несчастий, оно хуже нищеты и унижений. Однако после, он пытается посмотреть на потерю рассудка извне. И безумие предстает ему в двух ипостасях: романтической, идеальной
В первом случае сумасшедшему человеку можно даже позавидовать, ведь он живет в своем мире и свободен предельно, насколько может быть свободен человек, однако в реальной жизни физическая и моральная свобода умалишенного ограничивается заточением. И его жизнь сопровождается не шумом дубрав, раскатом волн, а криками и визгами – шумами желтого дома.
Свобода физическая для поэта – это, прежде всего, единение с природой, именно поэтому в произведении появляются строки о темном лесе, вихре-урагане, разрывающем поля. Также поэт касается той мысли, что в глазах рассудительных “глупцов” всякий творческий человек безумец, то же касается и поэта, моменты вдохновения которого сродни безумию, более того, в конце стихотворения он называет дураком себя, полностью стирая границу между поэтом и сумасшедшим.
Однако, если единение с природой перманентное состояние душевнобольного, он как бы возвращается к истокам, то поэту обращение к природе требуется в первую очередь для творчества и вдохновения, в реальном же мире он может быть рациональным и здравым.
Рекомендуется к прочтению:
- Анализ стихотворения Пушкина «Поэт»
- Анализ стихотворения Пушкина “Элегия”
- Анализ стихотворения Пушкина “Осень”
- Анализ стихотворения Пушкина «К Языкову»
- Анализ стихотворения (оды) Пушкина «Вольность»
- Анализ стихотворения Пушкина «Поэту»
- Кому на Руси жить хорошо проблемы.
Анализ стихотворения Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума»