Анализ стихотворения Николая Гумилева «Дон-Жуан»

В мировой литературе можно насчитать около полторы сотни произведений, в той или иной мере посвященных развратному испанскому гражданину Дон-Жуану. Николай Гумилев не стал исключением, написав одноименное стихотворение. Как и героя своего произведения, поэт вполне мог отнести себя к авантюристам, мечтателям, поклонникам опасностей и романтикам.

Сам Николай Степанович особой мужской красотой не выделялся, но у представительниц слабого пола пользовался довольно широкой популярностью. И хотя был по натуре человеком впечатлительным, робким,

нежным, в обществе всегда примерял на себя именно образ задорного Дон-Жуана.

Видимо, поэтому Гумилев не раз обращался в своем творчестве к этому неоднозначному герою-любовнику. Впервые сонет, посвященный любителю прелюбодеяний, был напечатан в книге «Жемчуга», увидевшей свет в 1910 году. Герой сонета размышляет о своих поступках на протяжении жизни.

Он еще полон сил для любовных приключений и соблазнения слабых красавиц, но неизменно приближающаяся старость заставляет задуматься о бремени «тяжелого железного креста». И хотя Дон-Жуан – отпетый безбожник, мысли о необходимости раскаяться все чаще

посещают его разгульный мозг. Шлейф разбитых женских сердец уже не способен дать ему чувства удовлетворенности. У него нет и никогда не будет жены и детей, а значит, его ожидает только один удел – одинокая старость. Вот так, используя образ бесшабашного героя, Гумилев смог затронуть важную проблему жизни и смерти.

В 1911 году поэт закончил работу над стихотворной одноактной пьесой «Дон-Жуан в Египте», в которой мастерски обыграл увлечение экзотикой и иронию, сквозящую во всем современном мире образа начала ХХ века. Согласно сюжету, любимцу всех женщин каким-то образом удалось покинуть ад и снова вернуться на землю. Именно у берегов Нила Дон-Жуан повстречался с Лепорелло, который стал египтологом. Слуга бывшего распутника оказался в Африке не один, а с невестой-американкой и ее отцом, который занимается торговлей свиньями в Чикаго. Восставший из пепла Дон-Жуан не удержался и совратил американку.

В пьесе, в отличие от стихотворения, образ совратителя подается читателям более каноничным. Дон-Жуан отбросил напрочь свою религиозность и уже не предается размышлениям о жизни и смерти. Несмотря на то, что побывал на том свете, продолжает оставаться веселым гулякой и соблазнителем. Даже ад не в силах был перевоспитать его.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)

Рекомендуется к прочтению:


Анализ стихотворения Николая Гумилева «Дон-Жуан»