Анализ стихотворения Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…»

Стихотворение написано 26 августа 1914 года и входит в цикл «О Родине». Тема стихотворения – о России. Основу сюжета составляет зарисовка жизни лавочника, мелкого торговца. Проблематика – бездуховность человека в капиталистическом обществе. Идея произведения – отразить реальную картину жизни людей одного из слоёв общества в современной России.

Композиция стихотворения тематическая. Сцены выстраиваются по закону прямой перспективы. На первом плане – сцена в церкви. В центре – действия героя. И наконец, картина спящего в «тяжёлом сне»

героя. Завершают произведение слова надежды, звучащие из уст лирического героя, отражающие подлинное отношение автора к изображаемому миру.

Главный герой произведения – пьющий, ворующий торгаш. Но в стихотворении прослеживается процесс возрождения человека. Утром, проснувшись, он с головой, затуманенной от хмеля, стыдясь «сторонкой» идёт в храм. Именно момент пробуждения, духовного раскаяния запечатлён в стихотворении. И звучит надежда, что на смену старой, отжившей России идёт новая, светлая, возрождающаяся.

Печальная картина реальной современности в данном стихотворении сказывается во всём строе

речи Блока. Язык этого стихотворения соответствует мрачности изображаемого: насыщенность глаголами в неопределённой форме: грешить, потерять, обмерить; эпитеты: головой трудной, бедный оклад, тяжёлый сон. Отвращение к происходящему передают прилагательное – заплёванный и глагол «переслюнить». Суеверность отражает повтор числительных три и семь.

Нельзя остаться равнодушным, не беспокоиться за судьбу своей родины, изучив это стихотворение. В стихотворении дан символический образ пьяной России. Беспробудное пьянство убивает всё живое и прекрасное, что есть в человеке. Но, благодаря двум последним строкам, мы понимаем, что придут перемены, новые порядки, светлое будущее.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Анализ стихотворения Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…»