Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ангел»

Образы Дьявола и Бога, Ангела и Демона, Добра и Зла бесконечно пересекаются друг с другом в творчестве многих поэтов, как ушедшей эпохи, так и современности. Тема демонизма проходит одной сквозной сюжетной линией сквозь всю стихотворную базу Пушкина. Эта тема ему особенно близка. Он раскрывает Демона, как противоположность Бога. Все то, что заставляет людей искушаться, совершать злые поступки. Лгать, клеветать и предавать. Все это — проделки Демона. Демон, что ненавидит саму сущность жизни и стремится к расширению энтропии, к хаосу и беспорядку.

Конечно,

и сам Пушкин на своем жизненном пути не раз сталкивался с демоном. Человек его таланта и положения, с его образом жизни неминуемо пересечется с проблемой выбора, с праздностью и ленью, с обожанием толпы и нежеланием трудиться. И вместе с тем, Пушкин всегда стремился к идеалу. Это отчетливо в его творчестве. Все те эмоции, что он испытывал, все те проблемы, что он решал, всю ту силу воли, которой он обладал, стараясь остаться в первую очередь человеком, но не стать очередным алчным, жадным до власти и популярности животным.

Как в творчестве Пушкина появился Демон, так за ним следом зародился образ

Ангела, как воплощения добра и справедливости. Лишь через несколько лет, ангел сформировался окончательно, показав свои крылья в одноименном стихотворении. В стихотворении, Ангел показывается на мимоходом. Из 24 строф едва ли можно сделать вывод о том, как он выглядит, о том, что он думает или о чем он мечтает. Вот он стоит, склонивший свою голову. Эфемерный, «нежный» и неуловимый. Вокруг него летает демон, жаркий, пылающий адским пламенем. И вот, взглянув на ангела, по-прежнему неподвижного и безмятежного, в душу демона закрадываются сомнения, и он молвит, устами поэта: «не все я в мире презирал».

Противопоставляя понятия Рая и Ада в первых строчках своего стихотворения, Пушкин дает понять, что как бы не бесновалось зло, спокойствие и гармония добра всегда возымеют верх. Так, Пушкин пытается донести до нас свою веру в то, что даже в самой темной, в самой пропащей душе есть место для исповеди.

Иногда для того, чтобы открыть в нас лучшие качества, нужен лишь небольшой толчок. Для демона этим толчком оказался прекрасный ангел. Эти две материи, добро и зло, непрерывно связаны друг с другом, дополняют себя. И если демон, взглянув на ангела, смог усомниться в справедливости своей ненависти к миру и небо, то неужели человек, даже самый пропащий, не сможет познать добро?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ангел»