Анализ 13-ой главы 1-ой части романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» — итог творческой жизни замечательного мастера слова Михаила Булгакова. А.Ахматова после прочтения этого произведения назвала его гением.
Композиционно-сюжетная сложность романа заключается в том, что он включает в себя несколько повествовательных пластов: роман о Москве 30-х годов 20 века и исторический роман о древнем Ершалаиме.
Данная глава имеет название «Явление героя». После многочисленных похождений Ивана Бездомного он оказывается в клинике Стравинского, где необычные приключения
Самыми счастливыми днями своей жизни он считает жизнь в подвале. Передавая «волшебную»
С особой любовью ночной гость рассказывает Ивану о своей тайной подруге. Именно она вдохновляла его на творчество, «сулила славу», «подгоняла», «стала называть мастером».
В данной главе поднимается важная тема творчества, любви — смысла человеческой жизни. Но жестокая реальность времени развенчивает благие мечты героев. В системе литературного заказа нет места искренности, интерес к библейской истории в стране победившего атеизма не только нелеп, но и опасен. Поэтому критики Латунский, Ариман и литератор Лаврович, даже не читая роман, не пропускают его в печать. Критики называют Мастера «враг под крылом редактора».
Особенность времени подчеркивается характером Алоизия Могарыча, введенного в повествование для того, чтобы показать характерное для этого времени доносительство на соседа в свою пользу. Этот «журналист», расположивший к себе Мастера, на самом деле преследовал корыстную цель — завладеть подвалом нового знакомого.
Так в этом эпизоде еще раз звучит важная мысль идейного содержания: людей испортил квартирный вопрос.
Тема творчества находит свое развитие в дальнейшем повествовании главы. Мастер, не выдержав преследований критики, уничтожает роман. Только преданная Маргарита спасает от гибели детище Мастера «…сжал губы, она принялась собирать и расправлять обгоревшие листы».
И вот теперь, оказавшись в клинике Стравинского для душевнобольных, Мастер обретает покой и готов довольствоваться тем, что видит лишь «незначительный кусок» земного шара. О своем романе он не может вспоминать без дрожи.
Так произошло страшное отлучение писателя от рожденного им романа.
Рекомендуется к прочтению:
- Анализ 19 главы 2 части из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Анализ главы 2, части 1 романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Анализ 4-oй главы 1-ой части романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Анализ главы 1, части первой из романа Булгакова«Мастер и Маргарита»
- Анализ главы 11 романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Анализ романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Замятин роман Мы.
Анализ 13-ой главы 1-ой части романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»