"Затеряться в самой нутряной России" (по рассказу Солженицына "Матренин двор")
Творчество Солженицына долгое время было недоступно для читателя – недвусмысленность его политических взглядов просто исключала другое развитие событий. Скорее остается удивляться, что он вообще сумел пережить советское время. В череде его произведений с яркой социально-политической окраской – таких, как "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" и других – крохотный, политически нейтральный рассказ "Матренин двор" мог бы остаться незамеченным – если бы не был написан так талантливо, с такой простотой и таким прекрасным
Автор не понаслышке знаком с русской глубинкой: он родился и рос в Кисловодске, вернувшись из ссылки в 1956 году, он поселился в деревне Мильцево Рязанской области. Работал в сельской школе учителем математики.
Состояние души Солженицына, прошедшего восемь лет лагерей, потом три года ссылки, было тяжелое. Ему хотелось покоя и уединения. Он долго искал в этой деревне дом для поселения, и завхоз школы привел его в дом замечательной женщины Матрены Васильевны Захаровой. Она и является прототипом героини рассказа "Матренин двор".
Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики,
Последний имеет особый смысл: исстрадавшаяся душа героя ищет успокоения, так усталому путнику нужен родник, чтобы напиться. Чуткая женщина почувствовала эту необходимость (жажду) героя и безошибочно привела его к источнику доброты, чуткости и святости — к Матрене. Матрена совершенно не похожа на односельчан. Она "не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев".
Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу, с верой в добро, умением радоваться чужому успеху и достатку, сочувствовать и помогать. А ведь жизнь не баловала Матрену: любила одного (Фаддея), а вышла замуж за его брата. Потеряла мужа и шестерых детей. Но нашла силы и растила приемную дочь — Киру, — дочь Фаддея.
Проработала 25 лет в колхозе, но не имела пенсии. Все близкие люди не понимали ее. Они использовали Матрену, надсмехались над ней, грубо обращались с ней. А она все равно продолжала помогать соседям, родным и подругам, и даже не просила оплаты за свой труд, да никто и не платил ей. За такое бескорыстие и доброту ее можно назвать праведницей. Только никто в селе и не задумывался об этом, считали: так и должно быть. Пожалуй, только приезжий человек – рассказчик (в его лице автор) увидел в ней ангела небесного.
Автор с любовью и благодарностью описывает ее: обращает внимание на ее доброе русское лицо с мудрыми глазами, "на свет в ее глазах, который шел из глубины души". Особенно подчеркивается ее "лучезарная улыбка" и "открытое лицо, лицо человека, у которого чистая совесть". Для раскрытия образа Матрены, большую роль отводится избе Матрены. Автор подробно ее описывает. Вещи, находящиеся в избе: обои, фикусы, плакаты, нельзя назвать просто предметами. Все они продолжение хозяйки, часть ее. И можно провести параллели между Матреной и домом. Уже в названии они слиты. Матрену, несмотря на ее энергичность, разил "черный недуг", о котором ничего не могут сказать доктора, так и червоточина разрушала избу изнутри. Эти два существа погибают от старости, а возможно и от порчи.
На горницу "легло проклятье с тех пор, как руки Фаддея принялись ее ломать". Конфликт между Матреной и селом в рассказе не развит, здесь скорее равнодушие и пренебрежение, непонимание ее мировоззрения. Мы видим лишь одного неправедного Фаддея, принудившего Матрену отдать часть дома. В итоге он и погубил ее на злополучном железнодорожном переезде. После смерти Матрены морально скудеет село. Описывая ее похороны, Солженицын не скрывает своего недовольствия односельчанами: хоронили Матрену в бедном, не крашеном гробу, пьяными, хриплыми голосами пропели "вечную память", делили поспешно ее вещи.
Почему же люди так бессердечны? Автор объясняет озлобление социальными проблемами. Коллективизация привела деревню к обнищанию: колхозники не получали ни копейки денег, "только палочки в тетради учетчика". Не было дров топить печь, ведь гектары леса вырубили. В магазинах пусто: нет хлеба, продуктов. Не разрешали скосить сена для личной коровы; даже огороды обрезали. Нищета социальная привела село к духовной нищете.
Взгляд Солженицына на деревню 60-х годов отличается суровой, жестокой правдивостью. Но эта правда проникнута и болью, и мукой, и любовью, и надеждой. Любовь — это стремление изменить социальный порядок, приведший Россию к краю пропасти. Надежда в том, что есть в каждом селе хотя бы одна праведница – а он надеется что есть: "ведь не стоит село без праведника", следовательно, и Россия будет жить. И стоит затеряться в самой глубинке России, что бы встретиться хотя бы раз с таким человеком как Матрена.
В статье "Раскаяние и самоограничение" Солженицын пишет: "Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи /насилия, лжи, мифов о счастье и законности/, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это праведники, мы видели, удивлялись ("чудаки"), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же… и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брели, кто по щиколотку (счастливцы), кто по колено, кто по горло… а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившейся души напоминая о себе на поверхности".
И Солженицын не без оснований считал, что столица с ее соблазнами развращает, и вдали от нее, в той самой "нутряной России", ближе к земле, гораздо проще остаться человеком и не потерять себя. В одном из выступлений по телевидению он сказал: "Россия — это не только Москва и Санкт-Петербург. Россия в большей степени — это Урал, Сибирь, Алтай, Черноземье.… И сегодня хранителями русских традиций и загадочной русской души являются жители русской провинции". И не зря "Матренин двор" – маленькая, но, на мой взгляд, одна из самых лучших вещей автора, с такой любовью описывает эту российскую глубинку и праведную ее жительницу.
Рекомендуется к прочтению:
- Русская деревня в изображении Солженицына. (По рассказу «Матренин двор»)
- «Общество находит в литературе свою действительную жизнь…» (По рассказу Солженицына «Матренин двор»)
- Анализ рассказа А. И. Солженицына “Матренин Двор”
- «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (По рассказу Солженицына «Матренин двор»)
- Рассказ Александра Солженицына “Матренин Двор”. Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?
- Комплексный анализ произведения "Матренин двор" Солженицына
- Некрасов железная дорога анализ.
"Затеряться в самой нутряной России" (по рассказу Солженицына "Матренин двор")