Home » Сочинения по русской литературе » Белый Андрей » Время Андрея Белого

Время Андрея Белого

Борис Николаевич Бугаев, больше известный под псевдонимом Андрей Белый, – яркое явление в русской поэзии, один из крупных представителей русского символизма. Примкнув к этому направлению, он, тем не менее, не замкнулся в его постулатах, но постоянно находился в состоянии развития, поиска нового. Поэзия его весьма своеобразно отражает время жизни поэта, изменения, происходившие в социальной и особенно культурной жизни страны.

Белый родился в 1880 году. Мальчик вырос в среде московской интеллигенции, в семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России, где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.

Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых — родителей своего друга Сергея. «Не чайный стол — заседание Флорентийской академии», — с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ Сергей Николаевич Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее — Брюсов, Мережковский, Гиппиус… Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним «Андрей Белый» (белый — священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов, любимый цвет Владимира Соловьева).

В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его «симфоний» — «Северная», или «Героическая».

Писатель впоследствии признавался, что, называя свои первые прозаические опыты «симфониями», он и сам толком не знал, что это такое. «Симфонии» Белого больше схожи с сонатами. Слово «симфония» было для Белого своего рода символом.

Тема «вечного возвращения» — одна из центральных жанро — и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки времени. Уже во второй «симфонии» с темой «вечного возврата» борется тема жизнеутверждения.

Во второй «симфонии» на первой же странице возникает образ солнца — зловещий «глаз», уставившийся на землю и проливающий на нее потоки «металлической раскаленности». Первый поэтический сборник Белого «Золото в лазури» выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце — предмет почти что языческого поклонения:

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно

В золотую ослепительность.

Стихотворение «Солнце» посвящено К.Бальмонту — автору книги «Будем как Солнце». Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле «Золотое руно» Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетия.

Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела «Золото в лазури». В будущее, которое — согласно логике «возврата» — уже было! Поэтому оно может выступать в масках: «прежнего счастья», «старины»:

Старина, в пламенеющий час

Обуявшая нас мировым,

Старина, окружившая нас,

Водопадом летит голубым.

— образов прошлой культуры (раздел «Прежде и теперь»):

Блестящие ходят персоны,

Повсюду фаянс и фарфор,

Расписаны нежно плафоны,

Музыка приветствует с хор.

1905 год — начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Белый оказывается на грани умопомешательства. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908 годы.

В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений «Пепел» (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами «Пепла», — из них Белый составил следующий сборник «Урна» (1909)

Идея «Пепла» точнее всего сформулирована самим Белым:

«Пепел» — книга самосожжения и смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем».Сборник выстроен по линии все большего и большего просветления «горизонта» (недаром один из последних разделов сборника называется «Просветы»).

Пространство «Пепла» — это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к «центру». Первый «круг» самый большой, — почти что безграничные,»пустые»,»страшные», голодные пространства России, в которых обречен на рассеивание измученный болезнями, голодом и пьянством народ:

Туда — где смертей и болезней

Лихая прошла колея…

Пожирают их болезни

Иссушает глаз…

Пролетают за селами села,

Пролетает за весями весь…

Там — убогие стаи избенок,

Там — убогие стаи людей…

Тема хаоса — сквозная тема сборника — особенно акцентирована в этом разделе. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах: «неизвестности», «оторопи»:

Где по полю оторопь рыщет,

Восстав сухоруким кустом…

— смерти:

Над страной своей родной

Встала Смерть.

От голода, холода тут

И мерли, и мрут миллионы…

Там Смерть протрубила вдали

В леса, города и деревни…

Пространство следующего «круга» — «Деревни» — имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами, подчеркнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый «красный язык» висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной «из-под красной рукоятки» символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:

Красною струею прыснул

Красной крови ток.

Ножик хряснул, ножик свистнул,—

В грудь, в живот и в бок.

Пространство следующего раздела «Город» еще конкретнее: Москва «пира во время чумы». Ритуальная пляска Смерти перенесена в «Городе» с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:

…Здесь хозяин гостье рад.

Звякнет в пол железной злостью

Там косы сухая трость,—

Входит гостья, щелкнет костью,

Взвеет саван: гостья смерть.

В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников «пиров» только один поэт-арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина, но и в облике страстотерпца:

Вы мечи

На меня обнажали.

Палачи,

Вы меня затерзали.

Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе «Безумие»:

— венок из «колючей крапивы»:

Над простором плету, неподвижен,

Из колючей крапивы венок…

— приложенный к «челу пучок колючего чертополоха» — бегущая с чела кровавая струя:

С чела, с кровавого плеча

Кровавая струя струится…

Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела — «Друзьям», — зато укрепится и усилится в следующем разделе «Просветы»:

Кто зовет благоуханной клятвою,

Вздохом сладко вдаль зовет идти,

Чтобы в день безветренный над жатвою

Жертвенною кровью изойти ?

«Пепел» является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.

Следующий его сборник — «Урна» (1909). Этот сборник посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в «Урне» содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме:

Год минул встрече роковой,

Как мы, любовь лелея, млели…

И ежели тебя со мной

Любовь не связывает боле,

Уйду, сокрытый мглой ночной,

В ночное, в ледяное поле…

Сложу в могиле снеговой

Любви неразделенной муки…

«Урна» — последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие (1905 — 1908 гг. )

В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой. В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию, Белый пишет «Путевые заметки» — самое светлое произведение из всех, им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет до 1916 года, изредка наезжая в Россию.

В сентябре 1916 Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня !

Россия, Россия, Россия, —

Безумствуй, сжигая меня !..

Россия, Россия, Россия,

Мессия грядущего дня!

Это, написанное в августе 1917 года, самое знаменитое стихотворение Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма.

В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму «Первое свидание» — реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.

«Первое свидание» — вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается «путь нисхождения». В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи «Москва».

Последние годы жизни Белого, тем не менее, не составляют исключения, скорее даже наоборот: пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над «Москвой» с путевыми заметками «Ветер с Кавказа» и «Армения», с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.

Смерть писателя в январе 1934го года была осознана современниками как завершение целой эпохи. Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой «орнаментальной прозы».

Творчество Андрея Белого весьма неоднородно, однако на всём его протяжении нежелание застывать в единожды найденной форме, неуспокоенность достигнутым являлись наиболее, быть может, яркими его характеристиками. «Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества… Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому», — признавался Белый, и в самом деле – поиск, непокой, динамика образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Жизнь и творчество Андрея Белого
  2. Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»
  3. Анализ стихотворения Андрея Белого «Раздумье»
  4. Мое любимое время года – зима
  5. Мое любимое время года – лето