Home » Сочинения по русской литературе » Другие работы по русской литературе » «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)

«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)

Главный вопрос романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — может ли быть нравственно оправдано преступление? Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства, презрение устоявшихся в веках принципов морали? Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает: нет — и последовательно опровергает теорию Раскольникова.

Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию — защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все позволено, то есть неизбежно выражать презрение к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают.

Важнейшую роль в романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Главная идея романа состоит в том, что только сострадание и вера способны открыть «переступившему» человеку путь к духовному возрождению.

Соня способна понять и облегчить страдания любого человека, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить именно Софье Семеновне. Ей, а не Порфирию Петровичу Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал «юродивой», узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, говоря, что «нет несчастнее никого теперь в целом свете», чем Раскольников.

Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпеть любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. После признания Раскольникова она отправляется за ним на каторгу, помогает ему возродиться.

Правда Сони — в вере в человека, в неистребимость добра, в то, что сочувствие, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Рекомендуется к прочтению: