Home » Сочинения по русской литературе » Другие работы по русской литературе » «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)

«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)

Главный вопрос романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — может ли быть нравственно оправдано преступление? Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства, презрение устоявшихся в веках принципов морали? Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает: нет — и последовательно опровергает теорию Раскольникова.

Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию — защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все позволено, то есть неизбежно выражать презрение к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают.

Важнейшую роль в романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Главная идея романа состоит в том, что только сострадание и вера способны открыть «переступившему» человеку путь к духовному возрождению.

Соня способна понять и облегчить страдания любого человека, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить именно Софье Семеновне. Ей, а не Порфирию Петровичу Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал «юродивой», узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, говоря, что «нет несчастнее никого теперь в целом свете», чем Раскольников.

Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпеть любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. После признания Раскольникова она отправляется за ним на каторгу, помогает ему возродиться.

Правда Сони — в вере в человека, в неистребимость добра, в то, что сочувствие, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
  2. «Творец всегда изображается в своем творении и часто — против воли своей» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века)
  3. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)
  4. «Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
  5. «Бессмертное наше счастье Россией зовется в веках» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)
  6. Сочинение значение языка в жизни человека