Home » Сочинения по русской литературе » Толстой Лев » В поисках смысла жизни в романе «Война и Мир»

В поисках смысла жизни в романе «Война и Мир»

Масштаб писательского дара Л. Н. Толстого громаден. Этот талантливый русский писатель имеет огромную популярность во многих странах мира, поскольку центром событий в его произведениях всегда был человек со своим душевным состоянием.

Для Льва Николаевича люди — это составляющие Вселенной. Он — исследователь пути, который проходит человеческая душа, стремясь в высоту, стараясь достигнуть идеала, желая познать свою суть. Л. Н. Толстого, как говорил Н. Г. Чернышевский, «…всего более занимал сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…»

Здесь следует остановиться и рассмотреть подробнее, как данный процесс раскрывается в славном романе «Война и мир». Главный вопрос, которым задаётся русский писатель, это счастье человека и поиски смысла жизни.

Главные герои исторической эпопеи Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы — это люди, находящиеся в постоянном поиске, испытывающие мучения и страдания. Их души неспокойны, а сами герои стремятся быть необходимыми, приносить пользу, ищут любовь.

Самым любимым и близким автору образом, конечно же, является Пьер Безухов. Он, как и князь Андрей, правдив и высокообразован. Однако Болконский — рационалист (на первом месте рассудок, а не чувства), а Пьер — «натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться». Безухов часто находится в глубоких раздумьях, он хочет найти смысл жизни, но его мучают сомнения.

У Пьера непростая судьба, она готовит ему много неприятных сюрпризов. Ещё, будучи молодым, попав в неблагоприятную среду, он постоянно ошибается. Пьер, светский гуляка-бездельник, не успевает даже опомниться, как князь Куракин присваивает почти всё графское состояние и способствует его свадьбе с ветреной красавицей Элен. Безухов идёт на дуэль с Долоховым, рвёт супружеские связи, а в итоге имеет полное разочарование в жизни. Он не может смириться с ложью в дворянском обществе, Пьер понимает: необходимо бороться.

В этой переломной ситуации доверием графа завладевает масон Баздеев, и Безухов примыкает к религиозно-мистическому обществу, цель которого состоит в совершенствовании человеческой нравственности и всеобщем единении, поскольку все люди — братья, которые должны любить друг друга. Граф Безухов истолковывает учение масонов, как призыв к равенству, братству, любви, и это в дальнейшем сподвигает его задуматься над созданием лечебницы, приюта и школы для бедных. Он даже планировал дать своим крестьянам вольную.

Военные действия 1812 года воодушевляют Пьера, он с энтузиазмом приступает к делу, однако московское дворянство не одобряет его пламенного призыва стать на защиту Росси. Вновь ему не повезло. Но под влиянием патриотического чувства Безухов выделяет личные средства на снаряжение тысячи солдат и не покидает столицу в трудную минуту. Его цель — «или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы», происходившие, как считал граф, по вине Наполеона, которого он задумывает убить.

Пьер находится на Бородинском поле, когда там происходит историческая битва, и это важный момент на пути поисков смысла жизни. Здесь он приходит к выводу, что историю создаёт народ — самая могучая сила в мире.

Пьер с одобрением внимает словам одного из ополченцев: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят». Образ оживлённых и потных солдат, которые сражаясь на поле, громко смеялись и разговаривали, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Безухов сблизится с крестьянами еще сильнее, после встречи с Платоном Каратаевым — солдатом и в прошлом крестьянином. Лев Толстой считал этот образ одной из частиц народа. Платон учит графа крестьянской мудрости, и Пьер в его обществе «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

На примере Пьера Безухова автор показывает, как жила большая часть молодых дворян 200 лет назад. Такие люди, как они, становились истинными декабристами. И сам Лев Николаевич солидарен с ними: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие — душевная подлость».

Так же неравнодушны и остальные герои романа Л. Н. Толстого: князь Андрей, который обретает душевную гармонию в битве под Бородино, Наташа, когда становится супругой и мамой, Николай, сделав военную карьеру. Раскрыв в произведении жизненные пути главных героев, Лев Толстой в очередной раз доказал, что «человек есть все, все возможности, есть текучее вещество». Великий русский писатель сумел поймать и донести до читателей момент жизненного движения.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Настоящая жизнь, ее версии в романе Льва Толстого «Война и мир»
  2. Духовные искания Пьера Безухова в романе Толстого «Война и Мир»
  3. Представления о смысле жизни в романе Льва Толстого "Война и мир"
  4. Философия жизни Платона Каратаева (По роману Толстого «Война и мир»)
  5. Смысл жизни в понимании главных героев романа Толстого"Война и мир" (на примере образов Андрея Болконского и Пьера Безухова)
  6. История России в произведениях Пушкина