Униженные и оскорбленные в романе Достоевского “Преступление и наказание”

На Достоевского трагическое впечатление произвело тоже, что и после реформ в 60-ых годах, когда Россия осталась погруженной в неправду, муки ее даже усилились, а беды умножились.

Перед художническим сознание Достоевского возникла задача: как изобразить все муки этого мира, чтобы возбудить жалость к погибающим, как выполнить роль не только художника, но и пророка – указать путь в землю гармонии и счастья.

Так возникает в романе тема “униженных и оскорбленных”. Все что несет беззащитному большинству существующий порядок, автор

сопоставил в существовании и жизни семьи Мармеладовых. Эта семейка-фокус, в котором преломились все несчастья современного писателю народа. Как “сладок” этот мир, пишется уже, горько-иронической фамилией “Мармеладовых”.

Мотив тесноты духоты, вони, толкучки, грязи проходит через весь роман. Человек не в состоянии дышать в Петербурге Достоевского,”как в комнате без форточки”

Важной особенностью художественной манеры писателя, которая проявляется при описании жизни обездоленных людей, является так называемое сгущение красок, уклон к гротеску, которые помогают писателю ярче показывать

жестокость и несправедливость общественного устройства.

В русской критике давно замечено, что Достоевский видел и в буржуазных либералах, и в революционерах много общества, то есть смешивал их и критиковал и тех и других за буржуазность. Почему? Потому что ,по его мнению деятельность и тех и других привела в Россию капитализм, при котором намного ухудшилась судьба человечества, социально обездоленных ,нравственно униженных в условиях современного буржуазного строя. Достоевский чутко уловил появление людей с буржуазным нравственным сознанием.

Писатель с сочувствием изобразил стремление таких людей опереться не на древние законы и обычаи, а на собственное понимание ценностей, на голос своей совести. Он видел и отрицательные последствия самоутверждения личности “изнутри”: безудержный индивидуализм, размывание нравственных норм. Как следствие-духовная деградация человека.

Противоречия нового типа “нравственного сознания” исследовал впервые Достоевский в Раскольникове и других персонажах романа “Преступление и наказание”

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Униженные и оскорбленные в романе Достоевского “Преступление и наказание”