Home » Сочинения по русской литературе » Другие работы по русской литературе » «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)

«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)

Любовь является центральным мотивом большинства произведений русской литературы XIX века. Любовь в изображении писателей бывает драматичной (как например у Онегина или князя Андрея), может сделать героев счастливыми (Ольга и Штольц, Наташа и Пьер), может подвергать героев испытаниям (например Обломова или Базарова), может привести к трагическому исходу (вспомним судьбу Катерины в «Грозе» или Катерины в «Леди Макбет Мценского уезда).

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» любовь играет совершенно особую роль. Любовь спасает героя, возрождает его к настоящей жизни.

В романе изображено множество различных персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным путем содействуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, являющейся главной причиной его преступления.

Единственным человеком, который действительно сумел подвести главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Соня Мармеладова. Ведь главная идея романа состоит в том, что только сострадание и вера способны открыть человеку путь к духовному возрождению.

Судьба жестоко и несправедливо обошлась с Соней и ее близкими. Во-первых, судя по всему, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила Сонин моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь — самопожертвование и религия.

Соня способна понять и облегчить страдания любого человека, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить именно Софье Семеновне. Ей, а не Порфирию Петровичу Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал «юродивой», узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, говоря, что «нет несчастнее никого теперь в целом свете», чем Раскольников.

Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпеть любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. После признания Раскольникова она отправляется за ним на каторгу, помогает ему возродиться.

Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Правда Сони в вере в человека, в неистребимость добра, в то, что сочувствие, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
  2. «Бессмертное наше счастье Россией зовется в веках» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)
  3. «Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
  4. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)
  5. «Природа учит нас понимать прекрасное» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века)
  6. Льюис Кэрролл Алиса в стране чудес краткое содержание