Home » Сочинения по современной литературе » Шолохов Михаил » Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова)

Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова)

Имя Михаила Александровича Шолохова известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 века. Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, т.е. в первую послевоенную весну, Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет обдумывал писатель идею произведения, события тем временем уходили в прошлое, апотребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпопея «Судьба человека». Уже само название рассказа производит огромное впечатление на читателя, поскольку слово «судьба» в то время было нежелательным из-за того, что оно пропитано мистикой и указывало на предначертание человеческой жизни, на власть фатальных обстоятельств над людьми. Это рассказ о большой стойкости и огромных страданиях простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены с любовью черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, ощущение человеческого достоинства, которое слилось с ощущением советского патриотизма, с большой чуткостью к чужой беде.

Итак, автор рисует перед читателем картину «первой послевоенной весны», символизирующей собой расцвет жизни; наиболее полно это иллюстрирует торжество природы («Подули теплые ветра, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом балки и, сломав лед, бешено взбудоражились степные речки, и дороги стали почти совсем непроезжими, от воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, которые тонули в сиреневой вуали тумана, легкий ветерок нес вечно юный, едва уловимый аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега»). При этом можно сравнить последние слова («аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега") с освобождением русской земли от фашистского гнета.

Но возвратимся к рассказу. Дальше автор знакомит нас с двумя товарищами, которые направляются в станицу Букановскую. Когда один из друзей переправляется через речку Гланку, то он встречает старого воина-шофера. На этом заканчивается первая часть рассказа, т.е. подготовка автором читателя к личной истории Андрея Соколова; за два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость рассказа лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких трудных испытаний и страшных потерь (погибла вся его семья), что кажется невозможно человеку вынести столько горя, что навалилось на него и не сломаться, не пасть духом.

А что же читатель узнает из первых строк об этом человеке: «В скором времени я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше.

Особое внимание автор обращает на глаза Соколова: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало как-то неловко. Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой смертной тоской, что в них тяжело смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Плавно автор переносит нас в прошлое главного героя, в котором мы узнаем о его счастливой довоенной семейной жизни: жена — «смирная, веселая, угодливая, умница» и, как признается Андрей Соколов: «не было для меня красивее и желаннее ее, не было на миру и не будет», а дети — радовали: «все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что о нем даже в центральной газете писали».

До войны жизнь Андрея Соколова лишена каких-то подвигов и свершений, зато она пронизана обычным человеческим счастьем: жена, дети, дом, работа — ценности, которые воспитали в герое ощущение ответственности за тех, кто находится рядом.

Все, казалось бы, хорошо и жизнь славно идет своей чередой, но все — таки огромной черной полосой проходит в рассказе героя война. При этом наиболее драматической сценой является сцена прощания Андрея, который идет на фронт, с домом и семьей. «Провожали меня все четверо: Ирина, Анатолий, дочь Настенька и Олюшка. Все держались по-молодецки», «- Скажи хотя слово на прощание». «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: — Родненький мой, Андрюша, не увидимся мы с тобой на этом миру». Оттолкнул я ее легенько в плечи и кричу ей: — И разве так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!», «До самой смерти, к последнему моему часу, умирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!»

Война сломала все надежды и мечты. Главный герой идет на фронт, где проявляет настоящие мужские качества. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому потребность позвала». Меньше года служил Андрей Соколов, а уже был дважды легко ранен, но это не остановило его: в мае 1942 г. он проявляет отвагу, когда старается доставить боеприпасы для батареи. На этот раз удача отвернулся от героя — его машина подорвана снарядом, сам он без сознания, а когда приходит в сознание, то с удивлением обнаруживает, что он уже в плену у фашистов.

Таким образом, Соколов попал в плен. Ему пришлось испытать нечеловеческие физические и духовные мучения, тягости («Перед войной я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, и ноги то свои носить было не по силам. А работу давай, и слова не скажи, и такую работу, которая тягловому коню и то не в пору»). Два года герой испытывал на себе ужасы фашистского плена. Особое место в романе занимает эпизод в церкви, которая стала тюрьмой для пленных в первую ночь. Образ полуразрушенного храма, описанный Шолоховым, емко отображает степень разрушений, принесенных двадцатым столетием на русскую землю. Здесь читатель встречает четырех героев, которые воплощают собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крыжнева, который старается купить себе жизнь, выдав своего командира, и самого взвода, который покорно ждет своей судьбы, и ревностно верующего солдата-христианина, который невольно стал причиной гибели еще четырех мужчин. Этим трем героям противопоставляется четвертый — военный врач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, стараясь облегчить хотя немного страдание пленных («и он дальше пошел в тьме. Потихоньку спрашивает: «Раненые есть?». Вот что означает настоящий доктор! Он и в плену, и во тьме свое большое дело делал»).

Действия Соколова в данной ситуации очевидные — он убивает предателя и спасает жизнь взвода. Крыжнев — первый, кого убил главный герой, ему сложно понять причину своего поступка, а единым верным оправданием является то, что в миг, когда для спасения необходимо быть, с другими заодно, Крыжнев противопоставляет себя всем, обрекая себя тем самым на гибель.

Соколов терпеливо переносил удары судьбы, проявляя таким образом редчайшую стойкость, уверенность в своих силах. Но главное, что помогало выжить Андрею в таких трудных для него условиях — это мысли о родной семье, о доме, о том, что он возвратится и снова будет жить как раньше. Герой не покорился и старается бежать с Познанского лагеря военнопленных, куда Соколова в скором времени переводят. Бегство оказывается неудачным, Андрея ловят («Голого, всего в крови привезли в лагерь. Отсидел в карцере за бегство, но все-таки живой я остался»). В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили сто сорок два человека, включая главного героя, в лагерь В-14, недалеко к Дрездена. В скором времени от ста сорока двух человек осталось лишь пятьдесят семь..» Очень интересен психологический поединок между Соколовым и лагерфюррером Мюллером; здесь с большой наглядностью, раскрывается ощущение собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка. Все эти качества приводят в восхищение коменданта концлагеря, создается впечатление, что Мюллер даже завидует Соколову. Главный герой выходит из поединка, сохранив достоинство русского человека, с честью, не умоляя врага о пощаде, но и не губя жизнь безрассудно. Можно провести параллель между банкетом немцев по поводу взятия Сталинграда и этической победой Соколова. Выводом является то, что глубокий образ Соколова, который вмещает у себя весь русский народ, берет победу.

«В 1944 году вывернули Германии скулу набок, и фашисты перестали пленными брезгать». Именно по этой причине Соколов становится шофером у немецкого инженера, заведующего сооружениями укреплений («Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и назад, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против наших. И здесь я спать окончательно разучился: ночи беспрерывно думал, как бы мне к своим на Родину убежать»). Соколов придумывает хитроумный план бегства и в один прекрасный момент он видит, что ждать больше нельзя ни минуты, выполняет свою задумку, Соколов переходит границу боев вместе с немецким инженером, который находится без сознания. При этом возникает интересная сцена, когда молодой солдат не признает Соколова за своего.

В скором времени главный герой узнает о смерти жены и дочерей, а что оставшийся в живых Анатолий отправился добровольцем на фронт. Андрей винит себя в смерти близких ему людей, не учитывая при этом власти над ним «слепой судьбы». Все, что строилось на протяжении многих лет разрушилось для него в один миг.

После убийства сына Андрея немецким снайпером, абсолютно одинокий он едет в Урюпинск и там обустраивается. Главный герой ведет беспрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем. Несмотря на свое горе,

Соколов не сломался сам и дарит счастье маленькому мальчику Ванюшке, усыновляя его.

С этой минуты читатель понимает, что воссоединились две половинки, две одинокие души. На этом рассказ главного героя постепенно заканчивается и начинается третья часть рассказа — завершение автором своего произведения.

Мальчик — сирота, которого поселил у себя Андрей Соколов, не просто заменяет ему сына, а становится единственным смыслом его искалеченной жизни. Обрамляет рассказ символическая картина пути, по которому идут отец и сын к своему будущему дому, — и каждый из этих образов говорит о вечности жизни. Пока жива в человеке способность любить — народ бессмертный!

Глубокой, светлой верой пронизан рассказ М. А. Шолохова, писатель сознает себя обязанным рассказать миру суровую правду о том, какой огромной ценой советский народ смог обеспечить будущее всего человечества. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Человек и его подвиг (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)
  2. Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу Шолохова «Судьба человека»)
  3. Подвиг человека на войне (по роману «Они сражались за Родину» и рассказу «Судьба человека» Шолохова)
  4. Подвиг человека на войне (по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека»)
  5. «Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них?» (По рассказу Шолохова «Судьба человека»)
  6. Образ Андрея Соколова в рассказе Судьба человека