Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького “На дне”)

%MINIFYHTML67a515c686d116beb84006a4b605360f1%

New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Всемирно известная пьеса великого русского писателя А. М. Горького «На дне» и в наше время не теряет такой привлекательной философской пищи для ума. В ней поднимаются различные вопросы о смысле бытия, о горькой правде и сладкой лжи, и несомненно, о самом человеке. О настоящем Человеке. Каким он должен быть?

Именно разговоры о человеке занимают весомое место в спорах опустившихся на самое социальное дно ночлежников.

После ухода Луки, их спасителя подарившего им в веру

в лучшее будущее, они рьяно начинают отстаивать свои позиции. Две противоборствующих мнения сталкиваются в этом разговоре.

Большинство ночлежников говорит, что Лука для них был ,своего рода, спасителем, благодаря которому они обрели надежду. Все понимают, что эта сладкая ложь во имя спасения не делает им чести, она только утешение, только «пластырь для нарывов». Но не смотря на это эта жалость крайне необходима им. Придаваясь сладким грёзам и мечтам, навеянными иллюзиями, они живут прошлым, забывая на время тяжёлую и жестокую реальность.

Сатин же, который является в большей мере героем четвертого действия противостоит остальным героям.

Он убеждает их в бесполезности и ненужности этой жалости и сострадания. Герой пытается донести им смысл человеческого «Я», пуская в ход философские измышления и твердя, что человек рождён для лучшей жизни ( только в этом соглашаясь с Лукой), а не для прожигания её на самом «дне», в ночлежке.

Бесполезной жалостью и состраданием, дарящим призрачные надежды, человека не спасти, его нужно уважать. Уважение—вот истинное чувство, которое следует проявлять к настоящему человеку! Ведь уважение к личности складывается их поступков и мыслей человека, из попыток добиться большего, реализовать свои мечты и найти своё место в жизни. И жалость, по мнению героя, далеко не спасение, а только—гибель личности, унижение.

Однако, ночлежникам проще верить в несбыточное, нежели жить только сегодняшним тяжёлым днём.

Сатин не только себя считает личностью, человеком, и остальных героев тоже пытается заставить увидеть в них лучшее, стремление стать человеком, не смотря на окружающие условия.

Герои прислушиваются к Сатину, и постепенно пытаются осознать, увидеть и ощутить всё то, что сделало из такими. Лень, пьянство, опустило их на самое глубокое «дно», опускаться дальше уже некуда!

Именно поэтому пьесу можно назвать «светом» в окне, надеждой на перерождение людей.

Главное, чтобы они поняли самих себя как человека, увидели в себе личность, решили измениться.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького “На дне”)