Home » Сочинения по русской литературе » Горький Максим » Социальная проблематика пьесы Горького «На дне»

Социальная проблематика пьесы Горького «На дне»

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи и тысячи крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на «дно» жизни огромное количество появившихся босяков.

Написанная в 1902 году пьеса «На дне» изображала жизнь той части народа, которая оказалась сломлена жизнью или была далека от революционных идей.

Сам М. Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений за миром «бывших людей».

Прочитав первые строки произведения, мы попадаем туда, где и происходит действие пьесы, – это мрачный, сырой, полутемный подвал, похожий на пещеру, со сводчатым потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать.

Здесь собрались воры, нищие, калеки – все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего: все потеряно и затоптано в грязь.

Пестрая галерея персонажей пьесы – это жертвы капиталистического порядка; даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники не останавливаются ни перед какими преступлениями, пытаясь выжать из них несколько грошей.

Судьба всех этих людей и существование «дна» доказывают неправомерность капиталистического строя и являются разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира. Писатель очень рельефно отразил бесправие низов, попрание их человеческого достоинства. Атмосфера абсолютной униженности человека ощущается уже в первых сценах.

Горький обнажает противоестественность и бесчеловечность социальных отношений, делающих неизбежным возникновение и существование «дна». С большой разоблачающей силой Горький обрушился и на буржуазную философию утешительной лжи.

Лука – странник, даривший людям ложную надежду, считавший людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и жалости. Довольно тонкий психолог – он гораздо умнее, проницательнее своих собратьев.

Лука – сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся, слабые люди. «Ложь во имя спасения» – вот принцип, которому он следует. (Боровский назвал Луку «шарлатаном гуманности».)

Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот сможет начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за все свои нестерпимые муки на земле она обретет покой и вечное блаженство на небе.

Обитатели ночлежки с благодарностью встречают и принимают утешительную ложь Луки. Ему верят, так как хотят верить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться в другую жизнь, хотя пути к ней неясны. Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не будут реализованы, потому что обитателям «дна» не хватит энергии и воли для их претворения в жизнь.

Особенно сильно Лука задел душевные струны самого умного и интеллигентного человека «дна» – Сатина. Все, что осталось в нем серьезного и настоящего, вдруг всколыхнулось. Так возникают знаменитые монологи Сатина о правде, о человеке, в которых он яростно ополчается против узкой и жестокой правды Бубнова, против смешной правды Барона. Но Сатин – не герой дела, он герой слова. И в этом его трагедия. Однако речи Сатина свидетельствуют о том, что искра жизни окончательно еще не погасла в душах обитателей ночлежки.

В одном из интервью 1903 года М. Горький высказался следующим образом: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание?»

Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность.

Ответ на вопрос, что нужно делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить «дно», мы можем найти в речах Сатина.

«Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! А не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Эти слова выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

Своей пьесой М. Горький, опровергая все идеи реакционно-идеалистического характера: идеи непротивления, всепрощения, смирения, – давал понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека, в силу его ума, души и сердца. Пьеса воспринималась как «пьеса-буревестник, предвещавшая грядущую бурю и к буре звала».


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Нравственная проблематика пьесы Горького «На дне»
  2. Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького «На дне»
  3. История создания пьесы Максима Горького “На дне”
  4. Анализ IV действия пьесы Горького “На дне”
  5. Гуманистический пафос пьесы Горького «На дне»
  6. Почему роман назван Мастер и Маргарита