Сочинение по картине Флавицкого «Княжна Тараканова»

Картина К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова», которую можно увидеть в Третьяковской галерее и которая сделала художника известным, сразу же поражает своим мастерством исполнения и драматизмом сюжета. Выставленная в 1864 году в Академии художеств, она вызвала много противоречивых оценок в художественных кругах современников. В ней они отмечали черты своеобразия и самостоятельности в выборе сюжета, а также в его художественном решении.

Сюжет картины основан на событиях полулегендарного характера. Таракановыми в народе называли незаконнорожденных

детей дочери Петра I Елизаветы Петровны, о которых точно ничего не известно. Но сохранились сведения о жизни в одном из монастырей женщины-монахини, которая «в миру» носила фамилию Тараканова, там же она и умерла. Однако героиней картины была другая женщина, которая называла себя дочерью царицы и претендовала на русский престол.

По легенде она была заточена в Петропавловскую крепость и погибла во время разлива Невы в 1777 г. Однако исторические источники говорят о том, что княжна Тараканова скончалась в 1775 г., гораздо раньше наводнения в Петербурге. Но народная молва сложила легенду о ее гибели именно

во время знаменитого петербургского наводнения. Тогда действительно тюремные камеры Петропавловской крепости были затоплены, и узники, которые не успели спастись, погибли. Художник воспользовался этой легендой для усиления драматичности задуманной сцены.

Драматизм картины выражается в ситуации, когда молодая и красивая женщина в пышном шелковом платье находится в мрачной, сырой тюремной камере, постепенно затопляемой водой через узкое окно. Она неподдельно страдает, ибо судьба уготовила ей мучительную смерть – вода заполняет маленькое пространство запертой на засов камеры. Женщина, забравшись на кровать, в изнеможении прислонилась к стене, запрокинула голову, на ее лице отражено страдание от неизбежности гибели, силы покидают ее. Может быть, перед закрытыми от ужаса и отчаяния глазами узницы в этот момент проносится вся ее жизнь, и она просит Бога простить ей все ее прегрешения. А в это время на деревянную кровать карабкаются крысы, пытаясь спастись от воды, которая поднимается все выше и выше. Она уже затопила пол, подбирается к краю постели.

Трагизм обстановки усугубляют холодные каменные стены, отвалившаяся штукатурка, обычные жалкие предметы арестантского обихода – грубая овчина вместо одеяла, простой деревянный стол с разломанной краюхой хлеба, незамысловатая глиняная кружка. В картине художником использованы сильные контрасты — блистательное прошлое его героини и ее жалкое настоящее, былая роскошь в остатках пышных нарядов княжны Таракановой и нищенская обстановка тюремной камеры, цветущая, полная жизни юная красота и неотвратимость ожидаемой бесславной гибели. Эти контрасты подчеркнуты эффектной игрой светотени, мрачным тускло-коричневым колоритом камеры с ярким пятном светлого платья героини картины.

Картина Флавицкого не вскрывает глубоких исторических проблем, но передает психологическую правду жизни той эпохи, острую выразительность момента и профессионализм мастера. Она до сих пор имеет непосредственную силу прямого воздействия на зрителей, его чувства и восприятия, чем, несомненно, заслужила себе заметное место в истории русской живописи

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Сочинение по картине Флавицкого «Княжна Тараканова»