Home » Сочинения по картинам художников » Флавицкий Константин » Сочинение по картине Флавицкого «Княжна Тараканова»

Сочинение по картине Флавицкого «Княжна Тараканова»

Картина К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова», которую можно увидеть в Третьяковской галерее и которая сделала художника известным, сразу же поражает своим мастерством исполнения и драматизмом сюжета. Выставленная в 1864 году в Академии художеств, она вызвала много противоречивых оценок в художественных кругах современников. В ней они отмечали черты своеобразия и самостоятельности в выборе сюжета, а также в его художественном решении.

Сюжет картины основан на событиях полулегендарного характера. Таракановыми в народе называли незаконнорожденных детей дочери Петра I Елизаветы Петровны, о которых точно ничего не известно. Но сохранились сведения о жизни в одном из монастырей женщины-монахини, которая «в миру» носила фамилию Тараканова, там же она и умерла. Однако героиней картины была другая женщина, которая называла себя дочерью царицы и претендовала на русский престол.

По легенде она была заточена в Петропавловскую крепость и погибла во время разлива Невы в 1777 г. Однако исторические источники говорят о том, что княжна Тараканова скончалась в 1775 г., гораздо раньше наводнения в Петербурге. Но народная молва сложила легенду о ее гибели именно во время знаменитого петербургского наводнения. Тогда действительно тюремные камеры Петропавловской крепости были затоплены, и узники, которые не успели спастись, погибли. Художник воспользовался этой легендой для усиления драматичности задуманной сцены.

Драматизм картины выражается в ситуации, когда молодая и красивая женщина в пышном шелковом платье находится в мрачной, сырой тюремной камере, постепенно затопляемой водой через узкое окно. Она неподдельно страдает, ибо судьба уготовила ей мучительную смерть – вода заполняет маленькое пространство запертой на засов камеры. Женщина, забравшись на кровать, в изнеможении прислонилась к стене, запрокинула голову, на ее лице отражено страдание от неизбежности гибели, силы покидают ее. Может быть, перед закрытыми от ужаса и отчаяния глазами узницы в этот момент проносится вся ее жизнь, и она просит Бога простить ей все ее прегрешения. А в это время на деревянную кровать карабкаются крысы, пытаясь спастись от воды, которая поднимается все выше и выше. Она уже затопила пол, подбирается к краю постели.

Трагизм обстановки усугубляют холодные каменные стены, отвалившаяся штукатурка, обычные жалкие предметы арестантского обихода – грубая овчина вместо одеяла, простой деревянный стол с разломанной краюхой хлеба, незамысловатая глиняная кружка. В картине художником использованы сильные контрасты — блистательное прошлое его героини и ее жалкое настоящее, былая роскошь в остатках пышных нарядов княжны Таракановой и нищенская обстановка тюремной камеры, цветущая, полная жизни юная красота и неотвратимость ожидаемой бесславной гибели. Эти контрасты подчеркнуты эффектной игрой светотени, мрачным тускло-коричневым колоритом камеры с ярким пятном светлого платья героини картины.

Картина Флавицкого не вскрывает глубоких исторических проблем, но передает психологическую правду жизни той эпохи, острую выразительность момента и профессионализм мастера. Она до сих пор имеет непосредственную силу прямого воздействия на зрителей, его чувства и восприятия, чем, несомненно, заслужила себе заметное место в истории русской живописи


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Сочинение по картине Кустодиева «Красавица»
  2. Сочинение по картине Врубеля «Гадалка»
  3. Сочинение по картине Кустодиева “Русская Венера”
  4. Сочинение по картине Рериха “Мой дом”
  5. Сочинение по картине Брюллова “Итальянский полдень”