Романсы и песни Александра Даргомыжского

Творчество Александра Сергеевича Даргомыжского оставило существенный след на русскую музыку ХIX века. Даргомыжский является одним из наиболее знаменитых композиторов своего времени. Сказанное в частности касается того периода в музыкальной жизни России, который был между Глинкой и появлением «Могучей кучки».

А.Даргомыжский, являясь автором таких опер как «Русалка», «Рогдана», «Эсмеральда» и «Каменный гость», известен также своими камерно-вокальными сочинениями – песнями и романсами, в т.ч. сатирическими романсами, которые более

похожи на песни. Ранние романсы композитора, созданные в 40-х годах XIX века, отличаются лирическим духом и пропитаны русским фольклором музыкального характера. Что касается поздних вокальных произведений, то в них ярко выраженный драматизм, правдивость и сильная страсть.

Для своих песен и романсов Даргомыжский, как и Глинка, выбирал произведения таких поэтов как Пушкин, Кольцов и Павлов. На особом месте в произведениях композитора лирика Лермонтова. Даргомыжский как бы почувствовал новую поэзию.

Оригинальными являются сатирические романсы композитора. До него никто, в т.ч. и Глинка, к этому вокальному жанру,

имеющему принципиальную направленность, не обращался. По сути, сатирические романсы были песнями. Они появились, когда Даргомыжский успешно сотрудничал с журналом «Искра». Из таких романсов выделяются «Титулярный Советник (стихи Курочкина) и «Червяк» (стихи Вейенберга). В его романсах имеются и элементы театрализованности (например «Мельнике» на стихи Пушкина). Песня «Старый капрал» в своем исполнении подразумевала и использование хора, а романс «Мне скучно и грустно», по сути является монологом лирического характера.

У Даргомыжского в вокальных произведениях, в отличие от Глинки, куплетных форм незначительно. У него все и постоянно меняется, в т.ч. по тексту романса (песни). Это хорошо прослушивается и в романсе на стихи Пушкина «Ночной зефир струит эфир». Кстати, этот романс у Даргомыжского считается одним из лучших. Построенный двумя эпизодами, он как бы постепенно из романса превращается в сцену.

Последующее поколение русских композиторов многому научилось у основоположника реализма в отечественной музыке Даргомыжского. Его стиль написания романсов, как раннего, так и позднего периода, использовали П.Чайковский и М.Мусоргский.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Романсы и песни Александра Даргомыжского