Home » Сочинения по современной литературе » Другие сочинения по современной литературе » “Тело. Душа. Свобода” – Анализ стихотворения А. Кушнера “То, что мы зовем душой”

“Тело. Душа. Свобода” – Анализ стихотворения А. Кушнера “То, что мы зовем душой”

Александр Кушнер – поэт XX века, написал лирическое стихотворение о свободной душе. Это всегда современная, поэтому актуальная и в наши дни тема. Во все времена люди задумывались о жизни и смерти, и всегда возникала проблема, которую так ёмко выразил Кушнер: «Я привязан, ты [душа] свободна».

Тела наши рано или поздно умирают, и это ни у кого не вызывает сомнений, но о том, что происходит с душой, мы можем только догадываться. И, как мне кажется, поэт выразил наиболее верную идею – душу мы должны «вернуть». То есть, земная жизнь – это всего лишь испытание для души, которая обременяется телом. Мы слишком много заботимся об этой оболочке, поэтому мало кому удаётся вернуть душу «в лучшем виде». Чаще всего души уходят в мир иной развращенные, израненные, потерявшие свою изначальную свободу в мирской суете. Авторский же идеал – душа, которая «вносит поправки» с высоты птичьего полёта в жизнь человека.

Поэт раскрывает этот идеал через восторженный, импрессионистический тон стихотворения. Для этого он пользуется звуками [ш], [щ] и [н]. Шипящие напоминают шум ветерка, а сонорная [н] создаёт ощущение чистоты и невесомости. Этот прием называется аллитерация. Размер стихотворения – хорей, но много ударений пропущено, что придаёт легкость и воздушность, поэтому у читателя возникает ощущение полёта. Этому способствует и перекрёстная рифма, кажется, что качаешься на детских парных качелях вверх и вниз, вверх и вниз. Также автор использует оригинальные сравнения (душа как облако, как самолёт), метафоры (душа – ласточка, тучка), эпитеты (хороша, бесконечно старомодна) и завершает стихотворение антитезой (я привязан, ты свободна). «Привязан» и «свободна» противоположны по значению, и в данном контексте воспринимаются не буквально, а образно. Кроме того, Кушнер пользуется градацией в построении композиции стихотворения. Сначала просто даёт определение души через красивые образы, во второй строфе определяет её предназначение – вернуться в лучшем виде, а в третьей строфе восхищается и преклоняется перед свободной душой, ведь она «делает нам честь, если честно разобраться».

Таким образом, поэт, используя множество художественных средств, создал чудесное стихотворение об одновременно простой и загадочной человеческой душе.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...