Предыстория культуры Украины

Сейчас в исторической науке все возрастает интерес к древним временам, с которых начинаются истоки, прорастает корни народа, во всем мире названного народом Украины. Земля нашей страны, культура нашего народа ощутила все временные изменения, однако чуть ли не странным есть тот факт, что принцип декоративной росписи жилья земледельца возник на этой земле в III тысячелетии до н.э., прошел сквозь века и существует и сегодня во многих украинских селах.

В III тысячелетии до н.э. на территории Украины, на степных пространствах между

Днепром и Дунаем расцветала культура, которую современная наука называет трипольской. Это была высокоразвитая культура эффектных красок, сложного орнамента, с пышной росписью домов, печей, яркими красками керамической посуды. Расположение трипольских поселений не отличалось от поселений современных украинских крестьян.

Способ хозяйствования в Триполье – аграрный. Люди того времени занимались земледелием и скотоводством. Поселения были открытыми – нет никаких намеков на крепостные или другие защитные сооружения, трипольцы жили мирно и не нуждались в защите от внешних врагов.

Украина времен

Триполья не была запертой в себе, изолированной от мира страной. Наоборот, она была включена в мировую культуру, в которой ведущее место занимали тогда Египет и Месопотамия, и тяготела к южным и юго-восточным культурам.

На границе III и II тысячелетий до н.э. трипольская культура была уничтожена. Археологические раскопки свидетельствуют, что уничтожение было неожиданным и тотальным. В некоторых домах осталась даже глина с отпечатками женских пальцев, приготовленная для лепки посуды. Катастрофа пришла неожиданно – все было разрушено и сожжено.

Исчезла древнейшая культура нашей страны, ее место занимает новая, отличная от нее и во многом противоположная ей. Речь идет о так называемой культуре «шнуровой керамики». Посуда «шнуровой керамики» грубее, примитивнее, чем трипольская элегантная, художественно и технически совершенная тонкостенная посуда из отборной белой глины. Керамика следующей эпохи символизирует снижение технического и вместе с тем художественного уровня, представляет собой шаг назад в развитии керамического производства, этап регресса культуры.

В отличие от мирных трипольцев-земледельцев носители культуры «шнуровой керамики», которых историческая наука называет киммерийцами, строили города, всегда хорошо укрепленные, расположенные высоко над рекой. Исчезла безопасность, которая до сих пор разрешала жить на открытых местах и не защищаться. Угроза опасности, которая нависла над народом, сделалась постоянной – киммерийцы жилы в состоянии постоянного страха.

Это событие можно сравнить с двумя историческими примерами внезапного появления страха в жизни и мировоззрении людей. Это, во-первых, исчезновение Харапской цивилизации в Древней Индии и появление защитных сооружений в культуре ариев. Во-вторых, в том самом III тысячелетии д н.э. после неизвестной катастрофы исчезает древнейшая европейская культура — культура Древнего Крита. И памятки следующей, ахейской культуры – это дворцы-крепости.

Во время господства «шнуровой» культуры деградирует, как керамика, так и земледелие. Не оно сейчас определяет тип и направление культуры. Теперь все подчинено скотоводству, кочевому или чабанскому.

В отличие от предыдущей, киммерийская культура — культура всадников. Скифы, которые появились на древних украинских землях во II тысячелетии до н.э. — тоже всадники. Итак, всадник, кочевник становится главным носителем культуры того времени, отодвигая земледельца на второй план во всех областях общественной жизни.

Геродот, которому мы обязаны наиболее полными сведениями о скифах, различает скифов-кочевников и скифов-земледельцев. Для скифов-кочевников, всадников-грабителей, рабовладельцев и работорговцев пространство не было объектом работы. Пространство для них – территория, которая постоянно изменяется в зависимости от сезона, для выпаса скота и грабительских нападений на чужие стада. Сокровища, золото, найденные археологами, свидетельствуют о накоплении богатств, отобранных у подчиненных народов. Государство скифов – это могущественная «варварская» империя. Каждая империя состоит из большого количества народов, и иностранцы все эти народы называли скифами.

В конце II — в начале І тысячелетия до н.э. общая борьба против персов сблизила скифов и греков как в политическом, так и в культурном плане. Эпоху, которая охватывает восемьдесят столетий, с V века до н.э. до V-VI века н.э. историки определяют как античную эпоху в предыстории культуры Украины. Распространенная на ее территории материальная культура имеет все признаки культуры современного ей античного мира. В условиях налаженных и постоянных связей с античным миром, в условиях утверждения военно-политической власти Риму кочевник теряет свой экономический, а всадник – свой политический смысл. Страна постепенно изменяет свое хозяйственное лицо. ее развитие снова нацелено на земледелие. Городища исчезают, на первый план выходит село, народ становится единым целым. И снова в Украине не происходит никаких этнических изменений. Идет то самое взаимопроникновение, ассимиляция народов, культура которых ярко явилась перед исследователями после раскопок Черняховского могильника под Киевом. Подобные могильники случаются на территории нашей страны во многих местах. Учитывая компактность заселения территории и целостность распространения памяток черняховского типа, можно утверждать, что население Украины в античный период достигало нескольких миллионов.

Именно с этих пор формируется территориальное пространство в тех самых границах, которые со временем будут определять этнографические границы Украины: от верховьев Днестра и Буга к Донцу, от Десны до Черного моря.

Снова в жизнь народов пришла безопасность. О чувстве безопасности отмечает инвентарь в могильниках черняховского типа (например, могильник в селе Обычное под Харьковом). В них вообще не найдено оружия. Покойник не был воином в потусторонней жизни, значит, не был им и в земной. Единственное, что нашли археологи, – это небольшие ножи возле скелета овцы.

Именно с памятками черняховской культуры специалисты связывают формирование восточнославянских племен. В III—IV веках н.э. основываются поселение, известные уже как славянские, в лесостепной зоне Восточной Европы и поселения так называемой «киевской культуры».

Много народов жило в древние времена на нашей земле. Много наций и народностей живет в современной Украине. И все они, разговаривая своим языком, сохраняя элементы своей национальной культуры, восприняли культуру этой земли, культуру Украины.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Предыстория культуры Украины