Представления о смысле жизни в романе Льва Толстого "Война и мир"
Роман "Война и мир" сложен, и сложность эта заключается, наверное, в первую очередь, в количестве персонажей, присутствующих в нем, и, соответственно, в разнообразии человеческих умов, точек зрения, представлений о жизни, изображение которых является одной из целей создания произведения.
Многие герои романа – из светского общества. Но оно не составляет единообразную массу и условно может быть поделено на три части. Первая и самая многочисленная – те, кто не приносит и не хочет приносить никакой пользы. те, кто живет для
Упомянутое семейство Ростовых составляет вторую группу светского общества, представленную в романе. Они вовсе не задумываются о том, как жить; можно сказать, существование каждого из них (за исключением Веры) ограничено рамками настоящего дня. Конечно, в духовном смысле они богаче тех, о ком сказано выше, но в то же время Ростовы не являются настолько рефлектирующими персонажами, чтобы ставить себе высокие цели в жизни, искать в ней смысл. Они живут, чтобы жить. В этом аспекте Ростовы, несомненно, гораздо "ниже" героев, перед кем вопрос о смысле жизни стоит очень остро. Таковыми в романе предстают Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они крайне заняты своим будущим, хотя каждый по-своему (Андрей Болконский, например, руководствуется формулой Толстого "спокойствие – душевная подлость" и не может бездействовать как Пьер). Духовные искания этих двух героев представлены в романе наиболее широко. Смысл их жизни можно определить как поиск правды. Здесь они солидарны с автором, которого понятие "правда" также не оставляло равнодушным. Каждый – и Пьер, и Андрей Болконский – стремится стать лучшим человеком, как он и это понимают. Несчастье Андрея Болконского заключается в том, что он выбирал себе кумира, идеал (в разное время это были Наполеон, Сперанский, Наташа Ростова), а потом разочаровывался в нем.
Андрей Болконский, подобно Печорину из "Героя нашего времени", недоволен светским обществом ("Эта жизнь – не по мне!" – заявляет он Пьеру) и ищет настоящей жизни вне него. Поэтому он выбирает для себя военную карьеру, ставит цель совершить подвиг, мечтает о том, что разработанный им план какой-либо операции приведет к блестящей победе в сражении. Его цель – прожит достойно, но непонятно, достойным кого он хочет быть. Фамилии, страны – вероятно, и того, и другого. Андрей Болконский в некоторой степени эгоист, его не волнуют жизни других, точнее, его волнует лишь его собственная, как, к примеру, и Долохова, который на опасную операцию берет с собой мальчишку – Петю Ростова, рискую и его жизнью. В упорстве в достижении своей цели Андрей Болконский уподобляется Элен или Анатолю, т.к. смысл жизни для него – в постоянном движении. Это, по-видимому, досталось князю Андрею от его отца, который ни минуты не тратил зря: писал мемуары, работал на станке или в саду изучал высшую математику. Вероятно, именно это нежелание бездействовать заставило Андрея Болконского принять решение оставаться в действующей армии.
Князь Андрей умирает. Наташа Ростова объясняет это тем, что он просто настолько хорош, что "не может жить". Но у Толстого иное мнение: по-видимому, он наказывает Андрея Болконского за гордость, давая, тем не менее, ему последний шанс – перед смертью тот прощает и Наташу, и Анатоля.
Пьеру писатель, напротив, дарует путь к счастью. После "удачной" смерти Элен и Андрея Болконского Пьер получает возможность жениться на любимой Наташе. Ему довелось побыть и в светском обществе, и соприкоснуться с войной. С обществом Пьер проявил себя как разносторонний человек, ему непонятны обычаи высшего света, он как большой ребенок задает вопрос: "Зачем они все это делают?". И в то же время Пьер чувствует себя свободно в компании с Долоховым и Анатолем. Недаром, встретясь с Андреем Болконским, Пьер не знает: идти ли ему на военную или на дипломатическую службу. Он не может определиться, он мечется в поисках цели, что доказывается последующими событиями в его жизни: масонство – и разгул после приезда из-за границы, романтическая затея убить Наполеона – и привнесенная в мир Пьера Платоном Каратаевым идея "сиюминутного счастья". Вообще, у Каратаева собственное, отличное от остальных мировоззрение, у него отсутствует ненависть, злоба, только любовь – к себе, Пьеру, русским, французам, он не боится смерти, он "круглый" человек (по выражению Толстого), и счастлив оттого, что жив. Цель и смысл его жизни – быть счастливым в данную минуту. Пьер, благодаря Каратаеву, становится естественным; он, граф, ест одной ложкой с простым солдатом, не считает зазорным бояться французов и быть в плену. После всех жизненных потрясений его цель – счастье, духовная целостность, искренность (в первую очередь, перед собой). По Толстому, именно он достоин жить и поэтому "награжден" Наташей. Он не погиб на дуэли, в Бородинском сражении, в плену. Он приходит к убеждению, что счастье возможно везде, нужно просто уметь его везде видеть.
Толстой, как видно, основывал систему персонажей на противопоставлении, и таким образом в одном (пусть и колоссальном по размеру) романе представлены все возможные характеры, которые действительно можно рассматривать в сопоставлении: подлецы и герои, карьеристы и добряки-гуманисты, падшие и святые. Всех их можно оценивать по выделяемым Толстым критериям полезности, искренности, гуманности. Ни одному из героев Толстой не отдает предпочтения полностью, он как бы вместе с ними хочет найти ответы на те вопросы, которые ставит перед ними (и собой), но не находит.
Рекомендуется к прочтению:
- Настоящая жизнь, ее версии в романе Льва Толстого «Война и мир»
- Мой любимый герой в романе Льва Толстого “Война и мир”
- Народ и личность в романе Льва Толстого «Война и мир»
- Тема детства в романе Льва Толстого «Война и мир»
- Бородинская битва в романе Льва Толстого «Война и мир»
- Изображение войны 1812 года в романе Льва Толстого «Война и мир»
- Соня Мармеладова нравственный идеал Достоевского.
Представления о смысле жизни в романе Льва Толстого "Война и мир"