О сатирическом цикле «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина

“Помпадуры и помпадурши” — сатирический цикл, посвященный исследованию явлений, произошедших в российском обществе в пореформенное время после 1861 года. Цикл публиковался на протяжении одиннадцати лет маленькими рассказами.

Данное произведение является одним из самых популярных творений автора. Острая сатира, высмеивающая бюрократизм в царской России, повествует о “помпадурах” — губернаторах, и “помпадуршах” — их любовницах среди высоких слоев общества. Спустя некоторое время, само слово “помпадур” начало ярко

вырисовываться в головах поколений благодаря этому произведению. Под ним подразумевается то, что высокое положение занимается человеком не благодаря личным качествам и знаниям, а только из-за связей.

Произведение пропитано преувеличениями и явным гротеском. Такой художественный прием, как гипербола, позволяет автору взглянуть на происходящие в стране события через призму увеличительного стекла. Управление такого человека, как Угрюм-Бурчеев в городе Глупове отличалось излишней жестокостью и бесчеловечностью. Идеалом, к которому стремился правитель, была солдатская казарма. Элементы гротеска в произведении

также присутствуют. Под ним подразумевается хитросплетение реального и вымышленного, обыденного и невозможного. К примеру, в голову одного городского начальника был встроен механизм наподобие органчика, другой человек при власти имел способность летать, а третий отличался тем, что его голова была фаршированной.

Именно эти фантастические элементы сделали произведение доступным широким массам, так как нереальность описанных явлений и фактов помогла просочиться сатире сквозь масштабные проверки и цензуру. Это было необходимо, так как персонажи, описанные в сатирах, напоминали реальных правителей. Так, в Перехват-Залихватском узнавался образ Николая I, а Угрюм-Бурчеев символизировал такого исторического деятеля, как Аркчеев.

Тонкая и острая сатира актуальна в любые времена, так как пороки и черты, характерные высмеянным персонажам, к сожалению, присутствуют и в наше время у современных деятелей. Для того, чтобы рассмотреть и обсудить истинную сущность вещей и фигуры, которые имеют высокую власть, автор прибегнул к воплощению в жизнь тонких приемов, которые сумели одновременно и завуалировать, и оставить ясным основной посыл произведения искусства.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



О сатирическом цикле «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина