Новаторство Александра Грибоедова

Безусловно, лучшим произведением Грибоедова является «Горе от ума». Великий русский критик Гончаров как-то сказал, что «Горе от ума» стоит особым особняком среди других произведений, которые входят в театральный репертуар.

Главным своеобразием комедии является то, что она стоит на стыке двух веков: века нынешнего и века минувшего. Фамусов и Чацкий, представители двух разных поколений, носители двух противоположных точек зрения на события, происходящие вокруг.

Даже в названии комедии уже обозначена та проблема, которую хочет поднять

автор – проблема ума. Мы помним, что в классицизме обязательно противопоставлялись ум и глупость, здесь же Грибоедов мастерски противопоставляет разные типы ума.

Автор показывает нам Чацкого, который одновременно является и умником, и глупцом. Он напоминает романтического героя, который исключителен и противостоит всему миру, но вместе с тем назвать Чацкого однозначным героем времен романтизма мы не можем.

Грибоедов ломает те стереотипы и правила, которые присущи классицизму и романтизму.

Традиционно любовник должен быть при деньгах, а у Молчалина их и вовсе нет. Девушка Соня же, далека от идеала,

что вовсе не положено для главной героини. Также правила классицизма гласят о том, что в комедии должно быть не больше 10 действующих лиц, а Грибоедов говорит, что у него целых двадцать пять глупцов, которые приходятся на одного здравомыслящего человека, коим и является Чацкий.

Грибоедов нарушает основные каноны классицизма: он смешивает эпохи – несмотря на то, что действие комедии происходит в 1/4 19 века, он упоминает Екатерину Великую. Также, Грибоедов нарушает канон единства места: он упоминает город Петербург.

Единство действия же нарушается в том, что изначально Чацкий приехал попросить руку Сони, а в итоге он предпринимает попытки обличить московское общество. Комедия из любовной моментально превращается в комедию общественную.

Мы не узнаем, чем же закончится конфликт общественный – его развязка совершается за пределами пьесы. В самой комедии победа оказывается на стороне Фамусова, но и Чацкий сказал свое слово, а значит спокойная жизнь крепостного общества может быть закончена. Также мы не знаем, чем завершится конфликт любовный: за кого же в итоге Соня выйдет замуж, кому она отдаст свое предпочтение.

В отличии от комедий классицизма, в комедии Грибоедова присутствует открытый финал, который дает читателям почву для размышления.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Новаторство Александра Грибоедова