Home » Сочинения по русской литературе » По нескольким произведениям » На примере произведений Гоголя «Ревизор» и «История одного города» Салтыкова-Щедрина

На примере произведений Гоголя «Ревизор» и «История одного города» Салтыкова-Щедрина

Наиболее известные сатирики XIX века — Гоголь и Салтыков-Щедрин. Высмеивать пороки общества одно из свойств русской литературы. Почти в каждом произведении есть элементы сатиры: чего стоит одно название комедии Грибоедова «Горе от ума», остроумные обращения к современникам на страницах романа в стихах «Евгений Онегин», злая ирония Лермонтова, сатира «Записок» Тургенева, «Сон» Обломова и т.д.

Правда, слова Пушкина по поводу одного из произведений Гоголя можно отнести ко всей русской сатире: «Как грустна наша Россия!» Не смешно. И хотя единственным положительным героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» считается Смех, это смех сквозь слезы. Жванецкий как-то сказал: «Я всегда в выигрыше: либо жизнь в России станет лучше, либо мои произведения останутся бессмертными». Эта фраза может стать девизом русской сатиры.

В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» перед нами предстает небольшой городок, каких много в России, назовем его город NN. Ситуация для провинциального захолустного городка экстремальная: случайно выяснилось, что в их город направляется ревизор с проверкой. Весть взбаламутила тихий мирок. Каждый задумался, насторожился, приготовил деньги. Говорят, у страха глаза велики, и чиновники города принимают за ревизора мелкого петербургского чиновника, у которого даже нет денег, чтобы поесть и заплатить за ночлег в гостинице,  который одет по-столичному и столь же по-столичному нахален. У Хлестакова хватило ума промолчать, когда у него уже не осталось сомнений в том, что его приняли за другого. Как неискоренима оказалась привычка давать взятки, так же неискоренимо и желание их получить. Причем процесс дачи и принятия взятки с каждым разом приобретает все более изящную форму.

Еще умнее оказался слуга Хлестакова, уговоривший лжеревизора как можно быстрее уехать из этого города. И вовремя. В тот же день приезжает истинный ревизор. Что высмеивает Гоголь? Взяточничество и взяткодательство, чинопочитание, раболепство, невежество, коррумпированность. Город NN — минимодель России того времени. Но комедия «Ревизор» не только комедия положений, но и комедия нравов. Мы узнаем об этом еще из эпиграфа: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Народную пословицу в последнем действии перефразирует городничий: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..». Только реплика эта обращена не к актерам на сцене, а к зрителям в зале. И тогда, и сейчас среди зрителей комедии можно найти людей с апломбом городничего, хвастовством Хлестакова, людей, столь же неразличимых, как Добчинский и Бобчинский,

которые везде суют свой нос, а потом во всем оказываются виноватыми. Мы смеемся над собой. В России пока не стало лучше жить, поэтому произведение Н.В. Гоголя все еще бессмертно и находится вне времени и пространства, так как оно не о провинциальном городе N середины XIX века, а о России начала ХХI. И смех этот сквозь слезы, так как за словами Бобчинского: «Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский» — трагедия маленького, нереализованного, закомлексованного человека. И такая же трагедия у Хлестакова с его дутым хвастовством и Сквозник-Дмухановского с его апломбом. Сатира комедии Гоголя направлена не столько на исправление пороков государства, сколько демонстрацию галереи различных человеческих типов.

Тот же принцип «галереи» использовал М.Е. Салтыков-Щедрин при создании «Истории одного города». Наиболее известным градоначальником очередного города N, города Глупова, стоящего на семи холмах, является Брудастый Дементий Варламович. «Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был «Органчиком». Глава города, головой которого являлся нехитрый механизм, знал только две «пьесы»: «Разорю!» и «Не потерплю!», чего вполне хватало для управления городом. Много странного приключилось с этим градоначальником: голову теряли, чинили, сор из нее вынимали, чистили, одну голову меняли на другую.

Присылают таких градоначальников их столицы, запчасти и сменные блоки также присылают оттуда же. Отлаженный государственный механизм, конечно, сложнее, чем музыкальный ящик Брудастого, но «пьесы», исполняемые Органчиком, с одной стороны, не новы, с другой — не теряют своей актуальности и по сей день. Забавно, что в такой щекотливой ситуации многое зависит от часовщика, человека, разбирающегося в механизмах, впрочем, судьба его незавидна: и без него обойтись не могут и участия его в столь тонком деле простить не смогут.

В отличие от Гоголя, Салтыков-Щедрин говорит с нами при помощи иносказаний, но они столь же прозрачны, как и язык «Сказок для детей изрядного возраста», созданных сатириком несколько позже. Всем известно сравнение литературы с зеркалом, которое отражает действительность. Это зеркало может быть прямым или кривым, но суть от этого не меняется: обнаружить и показать пороки, высмеять их — главная задача писателя-сатирика.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города»
  2. «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие
  3. Что вызывает авторскую иронию в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  4. Краткое содержание «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина
  5. Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  6. Краткое содержание Приключения Гулливера