Home » Сочинения по русской литературе » По нескольким произведениям » «Небо и ад обитают в человеческой душе» (По одному или нескольким произведениям XIX века)

«Небо и ад обитают в человеческой душе» (По одному или нескольким произведениям XIX века)

Раздвоенность человеческой души в страшные минуты выбора — одна из главных тем русской литературы. Эта проблема является центральной в творчестве Ф.М.Достоевского. В романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников вынашивает страшную по своей сути идею «разрешение крови по совести».

Внутренняя дисгармония заявлена в портрете героя. Он «замечательно хорош собою…», но бесчеловечная теория меняет его внешне. Знавший его полтора года Разумихин замечает, что Родион стал «угрюм, мрачен, надменен и горд». Постоянные размышления о делении мира людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» не только меняют героя внешне, но и превращают его жизнь в ад. Теперь он не способен воспринимать красоту мира, его раздражает встреча с горячо любимыми им матерью и сестрой. И даже Сонечка Мармеладова, несущая только добро и любовь, вызывает в нём ненависть своей цельностью и наивной простотой.

Ярким примером душевной муки героя является егопервый сон, антитетично включающий символические образы храма, трактира, забитой клячи и пьяной толпы мужиков. Подсознательно рождённые образы греха и святости указывают на внутреннюю дисгармонию героя. Во сне семилетний Родя страдает от бессмысленной жестокости пьяных мужиков и бросается на защиту «тощей крестьянской лошадёнки». А наяву Раскольников сам берёт топор, делая его орудием убийства «старухи-процентщицы» и её сестры Лизаветы. Ад сновидения приобретает черты страшной реальности.

После убийства «никому не нужной вши» Алёны Ивановны внутренне чистый, нравственный Раскольников познаёт все муки душевного ада, доходит до полусумасшествия. Безраздельно владеющая им идея быть «сильным мира сего» делает его беззащитным перед бесовской силой. Неслучайно в романе несколько раз будет упоминаться, что на преступление его «словно бес вёл».

Героя, отступившего от Бога, спасает Сонечка Мармеладова, которую вера в Христа делает сильной в страшных жизненных обстоятельствах. Исцеляющей силой для героя становится любовь и вера Сонечки в доброе начало человека.

Путь Раскольникова из ада в свет христианской истины труден. Страдая физически и душевно, он ещё долго не верит простым словам Сони. Нелепым кажется её предложение покаяться: выйти на перекрёсток, поклониться на четыре стороны, «поцеловать землю, которую осквернил, и сказать: «Я убил!». Ведь «право имеющие» ни о чём не жалеют, ради своей идеи они могут пожертвовать жизнями других людей. Им знакомо лишь чувство мировой скорби.

Природа нравственных мук Раскольникова объясняется тем, что человек не может жить вне человечества. А он чувствует, «будто ножницами отрезал» себя от всего остального мира.

По мысли Достоевского, человек сам создаёт рай и ад своей души. Это может быть неправильно принятое решение, обольщение модной теорией, создание кумира на земле, индивидуализм сознания. Самое страшное в такой ситуации гордыня — отвержение Бога, который, в понимании писателя, олицетворяет высшую истину, а значит, несёт гармонию и душевный покой. «Когда нет Бога, тогда всё позволено», — записал Достоевский в своём дневнике.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
  2. «Природа учит нас понимать прекрасное» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века)
  3. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
  4. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)
  5. «Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
  6. Льюис Кэрролл Алиса в стране чудес краткое содержание