Мы с тобой в неоплатном долгу (Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Перед войной, как будто в знак беды…»)
Наверное, нет ничего страшнее на свете, чем творение рук человеческих. Самое страшное порождение – это война. В борьбе за власть, за призрачное желание владеть большим погибли миллионы людей. Истории известно много войн, длившихся десятками лет, но ни одна не была такой кровопролитной и жестокой, как Великая Отечественная. Тот, кому удалось выжить в этой страшной мясорубке, уже никогда ее не забудет.
Александр Трифонович Твардовский сам узнал все тяготы боевых действий. Его оружием были не только автомат, но и слово. Твардовский был военным
Почти эпическое описание весенних садов, возвращает нас в довоенную весну, когда «Морозами неслыханной суровости / Пожгло и уничтожило сады». Автор говорит, что это было как предзнаменование,
Неизбежность и неотвратимость предназначенного раскрывается через глаголы в форме среднего рода «пожгло и уничтожило». Как будто это не конкретные морозы сделали, а некое абстрактное «оно». Тем самым появляется образ нависшего зла. Для создания особого стилистического эффекта используется оксюморон «пожгло морозами», две противоположные стихии сошлись в одном. Именно огонь холода является прототипом огня войны, которым будут уничтожены не только деревья.
Глубокий трагизм ситуации раскрывается через двойное противопоставление: «зеленый – черный» и «весна – зима». Есть и третье. Это подразумевающийся глагол «жить» в противовес «умереть». Весна всегда считалась символом жизни, возрождения, возобновления. Она всегда давала надежду на новый жизненный круг. Теперь эта надежда умерла. После зимы все начнется сначала, но, увы, не для всех. Потери на жизненном пути неизбежны. Только, если в одном случае их можно объяснить старостью и увяданием, то в другом – гибнут самые сильные, самые лучшие. Черные деревья среди зеленой листвы режут автору глаз. Но он говорит о другой боли: «И тяжко было сердцу удрученному / Средь буйной видеть зелени…» Внутренняя боль гораздо страшнее внешней. Как тут не вспомнить «Маленького Принца», который говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
В третьей строфе происходит дальнейшее нагнетание ситуации. Сравнение коры дерева и бревна усиливает образ смерти. Употребление просторечного эпитета «отхлупшею» как нельзя более точно передает состояние. Звуковое сочетание «хл» порождает эффект нехватки воздуха, как будто кто-то задохнулся. Полная картина смерти достигается за счет употребления эпитетов «мертвенный» и «гибельный». Особый стилистический эффект производит их сочетание со словами «избранные, лучшие». Эпитетом «избранные» в литературе чаще всего характеризуется человек. Благодаря его употреблению само дерево приобретает человеческие черты. Еще больший трагизм ситуации создает наречие «повсеместно». Погибли лучшие из лучших не только в этом саду, это горе вселенского масштаба.
Короткое предложение «Прошла война» по смысловой нагрузке равносильно трем предыдущим строфам. В первых трех описывались ужасы войны через символ погибшего сада. Теперь же не нужны длинные описания. Просто констатация факта. Коротко и отрывисто, на одном дыхании, как и долгожданное слово «победа». Следующее предложение дает развернутую характеристику событий. Ожившие деревья – это новые города и деревни, которые отстраиваются после войны. Живые зеленые ветки – новое молодое поколение. Наконец-то пришла новая весна, и жизнь вернулась в привычную колею. Но последняя строчка стихотворения свидетельствует об обратном: вернуть к жизни погибших людей нельзя
Сочетание анафоры и параллелизма усиливает взаимосвязь образа дерева и человека. Следующее за ними обращение к матери противопоставляет эту взаимосвязь. Если, в случае с деревом, еще возможно его возрождение и воскрешение, то для человека это нереально. Визуально, для большего разграничения этой пропасти, автор отделяет последнюю строку от всего стихотворения. Также меняется и стиль изложения. Если все стихотворение было своего рода повествованием, не имеющего своего адресата, отвлеченным, то последняя строка, это конкретное обращение к матери. Это собирательный образ женщины, чей сын погиб на той войне. Объединенные общим горем, они настолько близки автору, что он обращается к ней на «ты».
Военная тема в творчестве писателя очень многогранна. Если во время войны писались стихотворения
Рекомендуется к прочтению:
- Краткое содержание «Знак беды» Василя Быкова
- Анализ стихотворения Твардовского – “Я знаю никакой моей вины…”
- Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Перед дождем»
- Анализ стихотворения Твардовского «Снега потемнеют синие…»
- Анализ стихотворения Мандельштама “Куда как страшно нам с тобой…”
- Сочинение рассуждение Нет таких звуков красок образов и мыслей.
Мы с тобой в неоплатном долгу (Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Перед войной, как будто в знак беды…»)