«Мещанство — большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (Чехов)
Борьба с мещанством занимала большое место в творчестве различных поэтов и писателей начала ХХ в. Все они понимали, что такое явление, как мещанство, губительно для общества, тормозит и мешает его развитию.
Одним из поэтов, устремившим «отточенные пики» своей сатиры на борьбу с этим паразитирующим классом, был В. В. Маяковский. Самым ярким антимещанским произведением стала пьеса «Клоп», написанная в 1929 г. по просьбе В. Э. Мейерхольда. Но замысел этой пьесы, по словам Маяковского, созрел у него намного раньше, и «Клоп» явился как бы «театральной
В центре «Клопа» — молодой рабочий Присыпкин, который «с треском» отрывается от своего класса. Он опошляет нравственно-социальные понятия и идеи, еще недавно имевшие для него настоящий, подлинный смысл. Присыпкин — это глупый, самовлюбленный человек, «бывший партиец, ныне жених». Он собирается жениться на представительнице «очаровательного капитала», Эльзевире Ренессанс, объясняя это бракосочетание тем, что собственным благоустройством он весь класс возвысит.
Присыпкин горделиво, «с чувством классового достоинства»
Во второй части пьесы драматург переносит главного героя из 1929 г. на пятьдесят лет вперед. Попав в будущее, мещанин Присыпкин оказывается еще отвратительнее, грязнее, чем был в первой части. Маяковский, обличая главного героя, использует такие художественные средства, как фантастика, гротеск, карикатура.
Перенос действия на полвека вперед является своеобразной проверкой временем Присыпкина. Маяковский судит мещанство судом истории. Коммунистическое будущее, которое драматург считал исторической закономерностью, не принимает в свое общество таких, как Присыпкин. Только люди труда имеют право называться людьми, а паразитирующее мещанство обнаруживает свое сходство с простейшими видами паразитов-насекомых и попадает в зоосад.
Картины будущего и мотив превращения главного героя в «клопуса-нормалиса» важны в пьесе. Они помогают разоблачить главного героя. Маяковский словно через увеличительное стекло показывает нам реальную сущность Присыпкина-мещанина, его извращенные вкусы, привычки, поведение.
Главный герой, ведя паразитирующий образ жизни, тормозит развитие общества. Это (еще в первой части пьесы) понимает даже слесарь, который, взяв за шиворот Присыпкина, выбрасывает его из общежития. Да и сам главный герой себя разоблачает: «…Я против этого мещанского быту — канареек и прочего… Я человек с крупными запросами… Я зеркальным шкафом интересуюсь…»
Высокое человеческое назначение Присыпкин променял на паразитирующее мещанское существование, светлое чувство любви — на сытое брюхо, труд — на праздное ничегонеделание. На злое осмеяние этого и была направлена сатира Маяковского, который завершил бичевание Присыпкина полным его изгнанием из общества.
Рекомендуется к прочтению:
- «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя»
- «Хорош божий свет. Одно только нехорошо — мы» (Чехов)
- «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (Чехов)
- «Большое сердце» Маяковского
- Образ будущего в драматургии Владимира Маяковского
- Анализ пьес Маяковского “Клоп” и “Баня”
- Ранний период творчества Достоевского.
«Мещанство — большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (Чехов)