Home » Анализы стихотворений » Лермонтов М.Ю. » Лингвистический анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Лингвистический анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Основным литературным заданием в произведениях М.Ю. Лермонтова часто называют размышления о судьбах поколений. Он, как никто другой из современников, переживал об участи народа, падении нравов, напускной фальшивой учености, которая не даёт развиваться душе. «Дума» стала лейтмотивом печальных мыслей.

Название произведения выбрано не спроста, ведь дума — это не просто промелькнувшая мысль, это то, что вынашивает душа, что проходит всю жизнь незримой спутницей.

Стихотворение органично разделено на строфы, каждая из которых уверенно выражает конкретную, чаще всего не весёлую, мысль. С каждым поколение растёт цинизм, недовольство жизнью начиная «едва из колыбели» и каждое такое поколение болью отзывается в душе поэта. Всё, что слишком гладко уже не радует «как пир на празднике чужом», обмельчали чувства, загрубела душа, ничто не радует более «как тощий плод» без вкуса и запаха.

Довольно сильные эмоциональные переживания героя нашли отклик в произведении при помощи богатого арсенала синтаксических средств выражения. Первое, что бросается в глаза даже при беглом чтении — пафосный стиль изложения мыслей. О таких вещая не думается просто, без таких слов, как «отроки», «презренны», «благородный» не обойтись, и все они гармонично нанизаны на суровую нитку строф.

Довольно часто встречаются архаизмы (иль, пир, чаша), эти слова не только возвращают читателя во времена славных предков, но и эмоционально подчеркивают духовную «низость» их потомков. Но это не их вина, уже с колыбели полны они «ошибками отцов», а это значит, что будущее совсем уж безрадостно, если ориентиры остались лишь на страницах книг.

Широкое включение антитез в произведение (ненавидим и любим, злоба и любовь, добро и зло) ярко подчеркивают душевные терзания поэта, его мысли о том, что нельзя просто быть в середине, быть таким, «как недозрелый плод», крайности — вот то, что может пробудить юные души. А какими нерадостными эпитетами описана молодежь — малодушие, безразличие, пресыщенье.

Даже такие сильные чувства, как ненависть и любовь появляются «случайно», то есть отстранённо, без жертв, как бы мимоходом. Но автор не оставляет читателя в растерянности. Выход есть — поэзия, «создания искусства», то, что может спасти потомков. Последствия отказа творить также описаны поэтом — будущее будет «без шума и следа», а реакция потомков — «оскорбительный стих».


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Дума»
  2. Литературно-лингвистический анализ стихотворения Есенина «Белая береза»
  3. Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пророк»
  4. Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий»
  5. Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Сосед»
  6. Эссе на тему: мама