Home » Сочинения по русской литературе » Толстой Лев » Лев Толстой — мастер изображения внутреннего состояния героев

Лев Толстой — мастер изображения внутреннего состояния героев

Что в мире есть прекраснее человека? Ведь он совершеннейшее творение этого мира. Возможно, именно поэтому человек является объектом исследования других людей. Каждая эпоха по-своему выражает идеал человека. На создание этого идеала влияют разные факторы, большей мерой социальные. И величайшие фигуры мира человеческого стараются вдохнуть жизнь в идеал своей эпохи.

Так, Лев Николаевич Толстой, хотя и верил в человеческую простоту и правду, изображал большое человеческое единство и человека на фоне этого единства. Тем не менее все произведения Толстого — зрелого мастера — раскрывают проблемы человека. Поэтому весомые фигуры, изображенные автором, проходят через своеобразные психологические переломы.

У Пьера Безухова, одного из героев романа-эпопеи «Война и мир», таких переломов несколько. Вызваны они разладом с самим собой и непринятием среды, к которой он принадлежал.

Но в конце концов преобладали объективные факторы: жизненный уклад России изменился под влиянием войны 1812 года. Именно этот факт возродил Пьера в тот момент, когда он окончательно убедился в бесполезности внутренних усилий. И перед нами появляется совсем новый герой, закаленный осознанием близости к народу и преисполненный собственного величия, как человека, причастного к этому народу.

Андрей Болконский значительно раньше пересматривает свои бывшие идеалы. На это натолкнули его и аустерлицкие события, и смерть жены, и связанное с этой смертью чувство ответственности за судьбу близкого человека, и попытки найти себя, привлекшись к реформаторской деятельности Сперанского, и неверность Наташи. Но он приобрел весомый опыт — интерес к простому человеку, к такому, как капитан Тушин. Моральную опору Андрей Волконский нашел восознании себя как частицы большого целого, имя которому — народ.

Итак, в эпопее «Война и мир» внутреннее состояние героев зависит от осознания своей значимости и единства с народом.

В романе «Анна Каренина» граница между добром и злом пролегла вдуховном мире героев. Поэтому образы этого произведения более сложные, психологически вместительные, противоречивые и значащие. Такие черты характера Анны Карениной как сила воли, высоко развитое чувство человеческого достоинства, смелость и откровенность предопределяют психологическое состояние, в котором все время находится героиня. В душной атмосфере аристократического мира, в окружении моральных уродов, таких как Каренин и Бетси, она не может не полюбить Вронского, наделенного множеством добродетелей. Но Вронский не смог преодолеть противоречивость между своими благородными поступками и моралью своего круга. Итак, внутреннее состояние героев «Анны Карениной» обусловлено не только состоянием общества, а их личными качествами. Какой глубиной поражает сцена скачек, сцена тайного свидания Анны с ребенком и сцена предсмертных часов Анны. Эти сцены — вершина психологического анализа.

Глубокий психологический анализ героев Толстого связан с чувством внутреннего драматизма самого автора, религиозно-соприкасающимся отношением к человеку и его поступков.

Среди величайших произведений Л. М. Толстого есть произведение, в котором один из центральных героев не может решить своих моральных проблем. Это Дмитрий Нехлюдов из романа «Воскресение». И потому именно этот образ, а не образ Катюши Масловой, является объектом глубоких психологических исследований автора. Дмитрий Нехлюдов видит единое средство лишения от общественного зла — в возрождении лучших моральных качеств личности. Поэтому глубокий психологический кризис, в который попадается герой, обусловленная осознаниям личного преступления — подлости в отношении к Катюше. Итак воскресение героев происходит именно в моральном плане.

Через внутреннее состояние человека Л. М. Толстой показал тогдашнее общество. Его героев нельзя осуждать, они сами и судят себя, и обрекают на мучения, и наказывают. Именно в этом и заключается высочайший гений Л. М. Толстого как мастера художественного слова.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Толстой — мастер изображения внутреннего состояния героев
  2. Новые средства изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX век
  3. Своеобразие внутреннего мира героев Платонова
  4. Приемы изображения героев в романе Александра Пушкина "Капитанская дочка"
  5. Авторская позиция и приемы изображения героев в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце"
  6. Генрих Манн Учитель Гнус краткое содержание