Краткое содержание «Студент» Антона Чехова

Сюжет произведения начинается с описания природы и её дневных особенностей: мелодичного пения птиц, странных гудящих звуков со стороны болота и других атрибутов красочной русской природы в период начала зимы. Однако, практически сразу после наступления вечера окружающий мир перестал выглядеть так уж прекрасно: животные и птицы попрятались в свои жилища, атмосфера леса стала мрачной и даже пугающей, а с востока пришёл ледяной ветер, пронизывающий тело до самых пор, вынуждая нерасторопных путников идти быстрее, вызывая в них желание поскорее

оказаться в тепле и наконец укрывшись от опасностей зимы.

Главный герой рассказа – студент Иван Великопольский, обучающийся в духовной академии. Был Иван сыном местного дьячка и сейчас шёл домой с тяги. Путь его пролегал по небольшой тропинке, проходившей через лес и окрестные луга. Вокруг было мрачно и безлюдно, ветер и мороз продолжали усиливаться, нещадно обдувая лицо молодого парня и медленно подмораживая его пальцы.

Стараясь отвлечься от неблагоприятной морозной погоды, Иван вспоминал о родителях, которых он оставил дома. Он помнил, что прямо перед его уходом мать затеяла чистку старого самовара,

а отец в это время отдыхал на печи, иногда сотрясаясь в приступах кашля. Из-за наступления страстной пятницы, еду не приготовили, так что, нутро несчастного студента, шагающего сквозь холод и стужу, постоянно требовал пищи, найти которую, впрочем, было не так то просто.

Семья Великопольских никогда не отличалась богатством, даже наоборот, иногда они жили на грани бедности, однако, никогда не придавали этому особого значения. Ведь те, кто не привязан к материальным ценностям и роскоши, легче смогут принять духовный мир, развивая себя и помогая другим.

Из размышлений о доме Ивана вытянул очередной порыв холодного ветра. Вновь обратив внимание на окружающий мир, он начал думать о прошлом, о предыдущих поколениях, великих царях и проповедниках, во времена житья которых всё так же свирепствовали война, голод, страх, мороз и другие атрибуты человечества. Несмотря на искру надежды на лучшее будущее, интуитивно Иван понимал, что боль и страдания никогда не исчезнут. И через сотни лет ничего не изменится, ведь все эти ужасы стали неотъемлемой частью жизни, без которых человек вскоре начинает забывать о том, кто он есть. Удручённый внезапными грустными мыслями, Иван уже не хотел идти домой.

Недалеко он увидел огонь где-то на огородах, принадлежавших двум вдовам – матери и дочери. Подойдя поближе, студент увидел их самих: пожилую Василису – статную даму, которая, несмотря на мужицкую одежду, сохраняла остатки прежней гордости, и молодую Лукерью – некрасивую девушку невысокого роста и с несколько глуповатым взглядом. Лукерья сидела рядом с большим костром, отмывая котёл и пару ложек. Иван, решив, что они уже поужинали, пошёл прямо костру, поприветствовав старую Василису.

Погружённая в известные только ей раздумья, Василиса не заметила гостя, впрочем, быстро ответив на его приветствие. Ранее прислуживавшая знати, старушка сохранила привычку постоянно степенно улыбаться, а также впитав в себя вежливую манеру общения. Лукерья же, не раз битая бывшим мужем, была тихой и предпочитала больше слушать и меньше говорить.

После недолгой беседы на общие темы, Иван начал рассказывать о давних событиях из жизни апостола Петра, который, согласно преданиям, однажды тоже грелся у подобного костра, спасаясь от ненастной холодной погоды. Лукерья продолжала молчать.

Далее, Иван завёл разговор о Петре и его наставнике Иисусе, которого апостол очень уважал и любил, не раз признаваясь ему в этом. Однако, Иисус, знавший о том, что его ждёт в ближайшем будущем, слабо реагировал на очередное восхваление со стороны Петра, дав ему понять, что вскоре ему придётся отказаться от него. Так и случилось. После предательства Иуды, Петр пошёл вслед за Иисусом, которого вели на допрос. Апостол, следовавший за истязателями учителя, пришёл ко двору, где был костёр. Петр сел погреться, как находившиеся рядом люди начали вспоминать о его связи с Христом. Апостол, погружённый в свои печальные размышления, трижды сказал, что не знает Иисуса, тем самым подтвердив недавние слова последнего. Поняв, что наставник был прав, Петр ушёл со двора, убитый горем и проливая слёзы о любимом учителе.

Закончив рассказ, Иван заметил подавленное состояние Василисы, которой, очевидно, была небезразлична судьба Петра и его переживания. Смущённый слезами женщины, Иван попрощался с вдовами и продолжил путь домой. Вновь сражаясь с ледяными порывами усилившегося ветра, он стал размышлять о прошлом и его связи с настоящим.

Взобравшись на гору по дороге к дому, печальный Иван был поражён открывшимся ему видом. Он смотрел в сторону своей деревни и видел как начало восходить солнце, что придало ему уверенности и избавило от грустных мыслей. Он понял, что жизнь непостоянна и после периода горя и страданий начинается время радости и счастья, давая силы идти дальше и не сломаться под натиском судьбы.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Краткое содержание «Студент» Антона Чехова