Home » Кратко » Краткое содержание «После бала» Льва Толстого

Краткое содержание «После бала» Льва Толстого

Главный герой – «всеми уважаемый» Иван Васильевич, от лица которого ведётся повествование. Как и многие герои Льва Толстого, он много рассуждает о личном совершенстве. Его спрашивают, что требуется для этого человеку, и в качестве ответа Иван Васильевич рассказывает историю из своей жизни.

В годы молодости, когда он учился в университете, он был влюблён в девушку Вареньку, которую все считали красавицей. Иван Васильевич говорит, что с годами её красота никуда не исчезла, и привлекательна Варенька даже сейчас, когда ей за пятьдесят.

В очередной раз он увиделся со своей возлюбленной на губернаторском балу. Там же были и родители Вареньки. Пётр Владиславович, отец девушки, был полковником и человеком добрым и общительным, он сразу понравился главному герою. Тому Иван Васильевич тоже пришёлся по душе, и когда герой танцевал мазурку с Варенькой, он восхищённо наблюдал за ними.

Герой заметил ещё, что Пётр Владиславович носит старые сапоги – очевидно, самодельные (то есть изготовленные домашним сапожником). Значит, решил Иван Васильевич, старик настолько любит свою дочь, что ради её счастья ограничивает себя в одежде. Видать, поистине прекрасный человек. В общем, герой набрался положительных впечатлений, ещё больше полюбил Вареньку и подумал, что боится только одного – как бы какая-нибудь неприятность этого впечатления не испортила.

Когда бал кончился, все отправились спать. Но Иван Васильевич не мог отойти на покой, причём настолько, что решил пройтись по городу. Было раннее утро масленицы, уже начинало светать. Случайно он подошёл к месту возле дома Петра Владиславовича и увидел какую-то толпу. Иван Васильевич захотел узнать, что привлекло народ, и подошёл поближе. Оказалось – это солдатский полк «проводит сквозь строй» сослуживца, совершившего попытку побега, то есть попросту каждый бьёт его палкой по спине.

Процесс сопровождался барабанной музыкой – «жёсткой и неприятной», по словам героя. «Командовал парадом» Пётр Владиславович, причём очень рьяно – приказывал, чтобы солдаты не расслаблялись и наносили удары сильнее. Увидел полковник и Ивана Васильевича, однако сделал вид, что они совсем незнакомы. Вернувшись домой, герой смог уснуть только после крепкой дозы алкоголя.

Увиденное настолько потрясло Ивана Васильевича, что он сам решил не поступать на военную службу. Но это ещё полбеды – изменились и его чувства к Вареньке. Он больше не любил её, так как при виде девушки вспоминал её отца, командовавшего жестокой экзекуцией. Он заметил даже, что в чертах лица Вареньке есть что-то от её отца. Точнее, он мог это заметить и раньше, на балу, однако тогда это могло восхищать молодого человека; теперь же внешнее сходство девушки с полковником только разочаровывало его.

Иван Васильевич признаётся, однако, что не осуждает полковника, поскольку тот, очевидно, знает то, чего не знает сам герой. Если бы герой знал эту правду, на него бы никак не подействовал вид сурового наказания, оно бы его не мучило. «Не осуждать» — наверно, главный вывод, который герой делает из всей этой истории. Это согласуется и с тем пониманием жизни, к которому пришёл сам Лев Толстой ко времени написания рассказа.

Однако Иван Васильевич, как кажется, не добился личного совершенства. Не устроившись на военную службу, он вообще никуда не устроился и стал «никчёмным человеком». Очевидно, герой полностью разочаровался в жизни, не найдя в ней правды, ведь всё, кажущееся идеальным, на самом деле далеко от совершенства.

Рассказ «После бала», однако, имеет и ещё одну содержательную сторону. Он повествует о противоречивом социальном устройстве России в то время. С одной стороны – заботливый, любящий отец, с другой – жестокий тиран-полковник; с одной стороны – просвещённое, современное и вполне европейское общество, с другой – отсталые, полудикие порядки. За завесой роскошного бала скрывается суровая реальность, и блиставшие на празднике статные кавалеры превращаются в недалёких сторонников палочного воспитания.

Иван Васильевич в конце концов вовсе отказывается от военной карьеры, что тоже неслучайно для Толстого – он к концу жизни стал абсолютным пацифистом, ненавидящим любое насилие, тем более – войну. Хотя и в лицемерии это общество упрекнуть невозможно, ведь полковник, отец Вареньки, ведёт себя искренне в обеих ситуациях – и во время бала, и после него. Примирить эти две «искренности» рассказчик и не может, отчего и признаётся, что не мог понять «правды» полковника.

Своё призвание «никчёмный» Иван Васильевич, не захотевший стать офицером, находит в том, чтобы помогать другим людям. Этим, по его мнению, можно послужить общему делу – борьбе с всеобщей несправедливостью. Причём борьба эта должна осуществляться ненасильственными методами. В этом и заключается путь к совершенству, о котором его спрашивали в самом начале рассказа.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Композиция и смысл художественного произведения (на примере рассказа Льва Толстого «После бала»)
  2. Почему Иван Васильевич нигде не служил (по рассказу Льва Толстого «После бала»)
  3. Отец Вареньки в повести Льва Толстого «После бала»
  4. Сочинение: Проблематика рассказа Льва Толстого «После бала»
  5. Нравственные категории в рассказе Льва Толстого «После бала»
  6. Хоббит краткое содержание книги