Краткое содержание “Игра в бисер” Германа Гессе

Перед читателем разворачиваются картины далекого «завтра».

Иозеф Кнехт, магистр Игры, герой Касталии, в игре духа достиг вершины совершенства – содержательного и формального. Отныне ему не к чему стремиться, разочарование растет – и он покидает Касталию. Его ждет дорога в жестокий мир реальности.

Члены общества Ордена проживают в Касталии, где время замерло. Страну назвали по имени Кастальского ключа на олимпийском Парнасе, обиталища бога искусств Апполона.

Во имя загадочной «игры в бисер» члены Ордена отвергают семью, политику,

деньги, охраняют истину. Игра является выражением истины – это «игра со всеми смыслами и ценностями культуры».

Рассказчиком выступает касталийский историк, живущий в далеком будущем.

Предыстория Касталии содержит критику выродившейся культуры XX века. Она обозначена фельетонистической (нем. «газета развлекательного характера»).

Фельетоны представляют собой низкопробное развлекательное читво, занимательный вздор. Публике не нужны серьезные, глубокие статьи – она жаждет анекдотов из жизни звездного общества. В популярное творчество вовлечены не только репортеры, но и солидные уважаемые люди

– поэты, профессора. При этом никто не относился к подобному творчеству серьезно, напротив – атмосферу насквозь пропитала ирония. Публика искренне верит написанному, некоторые настолько глубоко погружены в разгадывание кроссвордов, что приходят на службу не успев выспаться и отдохнуть.

Летописец признается, что люди настолько боятся реальности, что изо всех сил отгораживаются от нее пустыми статейками, детскими загадками. Они поглощены чтением фельетонов, чтобы не задумываться о своих страхах, не выяснять их причину и способы избавления от него. Люди не верят в свое будущее, они его боятся. Историк уверен, что у подобной цивилизации нет будущего, она вскоре самоликвидируется.

Однако духовность, интеллект необходимо сохранить. Мыслящая часть общества создала собственное государство в уже существующей стране – Касталию. Здесь собрано все духовное, созерцательное. Снаружи – общество потребителей, страна технократии.

Его жителями стали избранные, играющие в бисер. За соревнованиями по радиотрансляции следит весь мир, но не сами обитатели Касталии. Радио сюда не дошло, для Касталии время давно замерло.

Страна избранных создана для воспитания чистых интеллектуалов, свободных от буржуазного мышления. Здесь возвышенные мыслители освобождены от власти, давления законов, но для этого нужен уход от реальности.

В Касталиии жизнь подчинена культу духа, навыки обычной жизни здесь не требуются. Сюда собирают одаренных мальчиков, выясняют их способности, обучают наукам. Попутно их учат мыслить, владеть игрой духа.

Вырастая, юные таланты оканчивают обучение, занимаются интеллектуальным трудом либо играют в бисер. Игра соединяет в себе философию, религию, искусства.

Все началось с того, что некий преподаватель музыки создал для занятий прибор со стеклянными бусинками внутри. Вслед за этим появился новый язык – его основу составили бусины в различных сочетаниях.

Однако на самом деле все занятия ничего не создавали –

Желаемое гармоничное совершенство достигалось перелицовкой того, что было создано ранее.

Иозеф Кнехт, новый Магистр, прошел полный курс обучения и воспитания в Касталии. Он желает оправдать свое имя (Иозеф – «слуга») и служить Касталии верой и правдой во имя достижения полной гармонии. Однако Иозеф начинает постепенно прозревать: понимая, что государство пропитано противоречиями, в игре со стеклянными бусами все сложнее обрести истину, он решает бежать.

За пределами Касталии – другой, реальный мир. Кнехт чувствует необычайный подъем, подлинное воодушевление. Постепенно мысли о развитии культуры, ее становлении, наводят Иозефа на мысли о месте Касталии в реальности. Он осознает, что пока «избранные» заняты перебиранием бусин, связь Касталии с миром утрачивается.

По его убеждению, молодых людей нужно готовить к суровым законам жизни, а не прятать за библиотечными стенами.

Открывшаяся реальность окончательно уводит Кнехта из Касталии. Отныне он – рядовой житель настоящего, а не придуманного мира. Иозеф поступает на службу воспитателем к сыну своего друга. Во время купания с воспитанником на озере Кнехт погибает – банальная судорога сводит ноги. Так гласит легенда.

Ключом к пониманию всего романа являются три заключительных жизнеописания.

В первом герой жертвует собой ради истины, восставая против мракобесия.

Второе повествование посвящено раннехристианскому затворнику, уставшему от бесконечных утешений грешников. Только встреча с проповедником старше него возвращает затворника к служению.

Герой третьего рассказа не хочет ни служить, ни прислуживать. Он избирает свой путь, находит свою Касталию – у старого йога, в лесу. От подобного ухода в «свою» Касталию отказывается Кнехт, за что и расплачивается жизнью.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Краткое содержание “Игра в бисер” Германа Гессе