Home » Кратко » Краткое содержание «Дети подземелья» Владимира Короленко

Краткое содержание «Дети подземелья» Владимира Короленко

Россия. Конец века XIX. Небольшой городок на юго-западе. После смерти матери Вася растет в большом опустевшем доме без внимания и заботы отца, который тяжело переживает потерю любимой жены и почти не замечает маленького сына, растущего «как дикое деревце». Мальчик бродит по городку с раннего утра до глубокой ночи, находя понимание только у сестренки Сони, но угрюмый, сломленный горем, отец, считая Васю испорченным мальчишкой с черствым и злым сердцем, не разрешает им общаться.

Среди прудов, которые окружают Княж-городок, царит на острове старый полуразрушенный замок, наводящий ужас на все местное население. Развалины населяют нищие, изгои и «темные личности», руководит которыми обедневший пан Тыбурций, человек острого ума, редкой образованности и тяжкого мрачного прошлого, неизвестного никому. Но нищих изгоняет старый Януш, бывший слуга хозяина замка, и бездомные, промышляющие воровством, находят убежище в подземельях старой часовни. Иногда рядом с паном видят двух ребятишек – крепкого семилетнего мальчика и крохотную милую девочку.

Лазая с такими же маленькими бродяжками по развалинам часовни на горе, Вася случайно остается один и знакомится с новыми удивительными людьми – мальчиком по имени Валек и малышкой Марусей, которых он угощает яблоками. Трое одиноких детей становятся друзьями. Теперь Вася постоянно приходит к ним, принося разные угощения. Валек оставляет их для сестренки – очень худенькой и бледной малютки, из которой, по словам брата, холодные серые камни подземелья высасывают жизнь.

Многое меняется в мировосприятии обоих мальчиков, когда они рассуждают о жизни и окружающих людях. Валек рассказывает, что пан Тыбурций заменил им с Марусей отца, очень их любит и как может, заботится.

Вася с горечью жалуется на своего отца, считая, что он нехороший человек и совершенно его не любит. Но Валек неожиданно возражает, убеждая друга, что его отец — добрый и справедливый, и как настоящий судья всегда обращается с преступниками по закону, и не имеет значения, богатые они или нищие. Такое уважение маленького друга к его отцу удивляет Васю, но теперь он по-другому оценивает многое.

Спустя время Валек приглашает его посмотреть их жилище, и Вася видит мрачное подземелье, где на каменные плиты пола попадает немного солнечного света, а каменные стены тонут во тьме. Здесь и живут его друзья. Болтая с Валеком, мальчик узнает, что тот украл для своей сестренки булку, и испытывает мучительные и противоречивые чувства. С одной стороны – острую жалость к изголодавшимся детям и стыд за то, что он живет гораздо лучше, чем они, и одновременно презрение и неловкость от осознания, что воровство – это плохо.

Пан Тыбурций случайно узнает о дружбе своих приемышей с Васей и сначала очень сердится. Но, видя, что эта дружба радует всех троих ребятишек, разрешает сыну судьи «приходить к ним в гости».

Помогая пану готовить мясо, которое тот украл, Вася понимает, что люди этого мира живы только за счет краж, и его сильная привязанность к несчастным друзьям только крепнет, несмотря на смутное презрительное отношение к воровству как таковому. Он очень жалеет кроху Марусю, которая вместо игрушек перебирает цветы, выросшие под солнцем, будто впитывая их радость.

Осень приносит дожди, холод и болезнь маленькой Марусе. Вася, испытывая страх за нее, делится с Соней рассказом о бедной девочке, умирающей среди серых камней, и уговаривает ее дать на некоторое время самую лучшую куклу, которую Соне подарила мать.

И на время кукла помогла совершить чудо и облегчить страдания малышки – Маруся даже стала ходить.

Но дома нянька сообщает отцу о пропаже куклы. Вася очень боится гнева отца, и мальчики потихоньку хотят взять игрушку и вернуть Соне, но когда ребята пытаются забрать ее, Маруся открывает глазки и жалобно и очень тихо плачет. Вася не в силах заставить себя отнять у своей крошечной подружки «первую и последнюю радость» ее коротенькой жизни.

Отец спрашивает сына о том, где он пропадает и куда ходит. Вася упорно молчит, и ему запрещают уходить из дома. Прошло несколько хмурых дней, и отец вызывает его в свой кабинет. Во время гневного допроса по поводу пропавшей игрушки, Вася признается, что да – это он украл куклу. Отец приходит в страшную ярость – кукла, подарок его любимой умершей жены – украдена злым мальчишкой. Но Вася, тихо плача, не выдает своего названого брата с сестрой, к которым в его сердце поднимается «жгучая любовь».

Неожиданно приходит пан Тыбурций, держа в руках куклу, и просит поговорить с господином судьей.

После этой беседы, у отца Васи открываются глаза на своего сына, который, оказывается, вовсе не вор и не бездушное существо, а добрый славный мальчишка. Он впервые в жизни просит у сына простить его гнев.

Тыбурций приносит тяжелую весть о том, что маленькая Маруся умерла в серых камнях. Отпуская сына попрощаться с подружкой, судья дает ему деньги для передачи пану Тыбурцию.

После этих горестных событий пан и его приемный сын неожиданно и, не прощаясь, пропадают из города вместе с «темными личностями».

Но в жизни мальчика кроме горя и потери друзей, произошли другие изменения. Отец прозрел, увидев, наконец, рядом с собой достойного маленького человека. И семья, расколотая смертью матери, возродилась.

Часто Вася с сестрой приносит цветы на крошечную могилку, вспоминая, как малютка любила их перебирать. Здесь, над холмиком, они рассуждали о жизни, людях, мечтах и надеждах. А еще Вася думал о словах старого пана, которые навсегда запомнил: «… хорошо, что твоя дорожка пролегла через нашу… ведь лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня…»


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Краткое содержание «В дурном обществе» Владимира Короленко
  2. Главный герой повести Короленко «Дети подземелья»
  3. «Сострадание — есть высочайшая форма человеческого существования …» (По повести Короленко «Дети подземелья»)
  4. Краткое содержание Слепой музыкант (Владимир Галактионович Короленко)
  5. Краткое содержание «Городок в табакерке» Владимира Одоевского